Неделя финансовой грамотности

Финансовая квест-игра «Монополия: школьная версия»

развернуть

свернуть

Тема «Белорусские деньги»

развернуть

Тема «Белорусские деньги»

Задачи:

создать ситуации для формирования у учащихся экономических знаний о деньгах, истории развития денежных единиц Республики Беларусь;

способствовать расширению кругозора учащихся, развитию внимания и

памяти;

содействовать формированию грамотного отношения к деньгам, развитию финансовой культуры.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, таблички с названием денежных единиц, листы с индивидуальными заданиями.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, озвучивает эпиграф:

Давайте, ребята, учиться считать,

Делить, умножать, прибавлять, вычитать.

Запомните все, что без точного счета,

Не сдвинется с места любая работа.

  1. Тематизация, целепологание.

Учитель. Сегодня мы откроем еще одну экономическую тайну.

Попробуйте определить тему занятия. Речь пойдет о великом изобретении

человечества. Это вещь простая, но с богатой историей, вещь, которую

можно поменять на любой товар.

Задание. Выполните указанные действия и определите ключ к шифру.

Расположите результаты вычислений в порядке возрастания их значения.

Какие слова получились? (3 варианта)

M 93 : 31

 

П 48 : 12

 

 

Л 105 : 5

T 64 : 4

 

K 96 : 48

 

 

Р 91 : 13

O 55 : 11

 

Й 51: 3

 

 

Ь 123 : 3

H 63 : 9

 

A 84 : 4

 

 

Б 105 : 7

A 62 : 2

 

О 75 : 25

 

 

y 112 : 14

E 96 : 8

 

K 76 : 4

 

 

 

 

 

E 78 : 6

 

 

 

Ответ: монета рубль копейка

Задание. Что объединяет эти термины? (Деньги)

Учитель. Вы догадались, что речь пойдет о деньгах.

  1. Новая тема

Деньги имеют свою историю. Просмотрите мультфильм «История изобретений. Деньги». (www.Qalileo-tv.Ru Галилео. История открытий. Деньги.) 7в. до н.э. благородные металлы

Мы проследили историю развития денег от ракушек каури и первых монет - статеров до безналичных пластиковых карточек. В своей эволюции деньги выступают в виде металлических, бумажных электронных денег.

Учитель. Сегодня мы изучим, как менялись белорусские деньги.

 

Первые монеты, с которыми познакомились жители Беларуси, были серебряные динарии Римской империи. Это было давно, почти две тысячи лет тому назад. А появились они благодаря проходившему недалеко «янтарному пути»

В IX-X веках на наши земли попали арабские монеты, название которым - дирхамы.

Дирхамы использовались не только в качестве денег. Славянские женщины носили ожерелья из монет. По ним можно определить, насколько богаты их супруги. Если у него есть 10 тысяч дирхамов, то у жены бусы из одного ряда монет, если 20 тысяч - то из двух, и так далее.

В XIV веке у нас появились гроши. Земли, на которых жили наши предки, всегда находились на перекрестке торговых путей. Поэтому и деньги были разные: динарии, шиллинги, дукаты, а в XVI веке здесь появились талеры.

Талеры, крупные красивые серебряные монеты, также использовались и в украшениях. В середине XVII века в Бресте работал общегосударственный монетный двор, там чеканились медные солиды, на которых изображен древний символ «Погоня». Тогда территория нашей нынешней Беларуси относилась к Речи Посполитой. В конце XVIII века земли, на которых жили белорусы, перешли к Российской империи. С этого времени на протяжении более 200 лет использовались различные монеты с изображением двуглавого орла, а в начале прошлого века главным здесь стал золотой российский рубль.

Императрица Екатерина II впервые ввела в обращение бумажные деньги со своим портретом. Их ласково называли «катеньками», «романовками», «червонцами» - каких только названий не придумывал народ для бумажных денег!

В 20-х годах прошлого века мы уже жили в Советском Союзе. Тогда и появились советские деньги - монеты и банкноты, на которых нарисованы серп и молот. Назывались они так же, как и сейчас, рубли. Первые собственные деньги появились у белорусов после того, как распался Советский Союз. Все страны, которые в него входили, стали жить отдельно и печатать свои деньги. У Республики Беларусь на первых банкнотах были нарисованы звери: белки, волки, бобры, зубры. В дальнейшем на купюрах стали рисовать здания. Эта традиция сохранилась до настоящего времени. На современных белорусских деньгах изображены памятники архитектуры Беларуси. 1994г. 2000г.

В нашей стране с июня 2016 года изменена нарицательная стоимость денег — это называется деноминация. Были выпущены новые банкноты и монеты.

  1. Практическая работа

Учитель. Расположите, как менялись деньги в Беларуси на протяжении двух веков.

На доске таблички с названием денег, на слайдах изображения монет. Дети прикрепляют таблички с названиями монет. На экране соответствующие слайды с монетами. Денарий дирхам грош солид российский рубль рубль СССР рубль РБ Первые монеты - серебряные денарии Римской империи I - III век

Золотой российский рубль XVIII-IX век

В XVII веке медные солиды

Учитель. За прошедшие века сменилось немало денег. Не перестают они меняться и сейчас. И непременно будут меняться в будущем. Ведь деньги — это инструмент, который помогает совершаться обмену. Меняется, усложняется и совершенствуется обмен, и вслед за ним меняются и совершенствуются деньги.

  1. Подведение итогов занятия

Учитель. Современные белорусские деньги бывают наличными и безналичными. Наличные деньги бывают металлическими и бумажными.

Ответьте на вопросы.

  • Как называются бумажные деньги?
  • Какое название у металлических денег?
  • Чем представлены безналичные деньги?

Учитель. Мы очень коротко попытались проследить эволюцию денег от их появления до сегодняшнего дня. Теперь вы можете себе представить, что деньги — это не такая простая, хотя и вполне обычная, вещь в нашей жизни.

А чего не купишь ни за какие деньги? (Ответы учащихся: здоровье, ум, добро и т.д.) Чем бы вы ни занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены. За них не купишь ни здоровье, ни хорошее настроение, ни уважение окружающих, ни любовь близких. Когда вырастите, постарайтесь честно зарабатывать и разумно тратить деньги.

Мудрые мысли от мудрых людей

Учитель. Прокомментируйте, как вы это понимаете:

«Деньги либо господствуют над своим обладателем, либо служат ему». Гораций

«Деньгами надо управлять, а не служить им». Сенека

«Трать на один пенс меньше, чем зарабатываешь» Франклин Б.

«Деньги для людей умных составляют средство, для глупцов - цель».

свернуть

Викторина «Деньги разных стран»

развернуть

Викторина «Деньги разных стран»

Цель: рассказать о денежных единицах разных стран.

Задачи:

1) Познакомить воспитанников с денежными единицами разных стран.

2) Развивать речь, умение анализировать, обобщать.

3) Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами.

Оборудование: карточки с конкурсными заданиями; жетоны-деньги; ТСО для демонстрации презентации; альбом, карандаши, фломастеры; таблица: «Валюта стран мира».

Ход занятия

1.Организационный момент

Царица Экономика: Здравствуйте, друзья! Сегодня к нам в школу пришли наши друзья - Гномики-Экономики. Они хотят рассказать нам об истории возникновения денег и какие денежные единицы бывают в других странах мира. Вы готовы?

Дети: Да!

Царица Экономика: Гномики у меня очень хитрые, они будут не просто вам задавать сложные и трудные задания. В течение всей игры будет происходить бартер: вы им правильные ответы, а они вам - жетоны. Кто больше соберёт- тот и победит. А значит каждой группе нужно будет заработать как можно больше жетонов.

2. Викторина

№ 1 задание «Отгадай загадки»

1.Для всех мы в обилии рождаемся на свет.

У одних нас много, а у других нас нет. (Деньги)

2. Мала, кругла, покатана, как убежит, не догонишь. (Монета)

3. Кто меня сделал - не сказывает.

Кто меня знает - принимает,

А кто знает - на двор не пускает. (Фальшивая деньга)

4. Одно брюхо, четыре ухо. (Кошелек)

5. Книга - раздвига,

Два листа, а середка пуста. (Бумажник)

Царица Экономика:

Рассказывает об истории возникновения денег. Когда были изобретены деньги и кто их изобрел - никто не знает. Об истории денег написано очень много книг. Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги: они просто обменивались друг с другом различными предметами.

Первые деньги не были похожи на те, что существуют сейчас. Только представьте себе, что где-то деньгами считались птичьи перья, зерно, соль, табак, сушеная рыба. В Мексике, например, в ходу были какао-бобы, а в Сибири и Канаде - шкуры зверей. Постепенно, спустя века, эти предметы уступили место «деньгам» более удобным. Таким, например, как ракушки морского моллюска каури, которые были в ходу у туземцев Мальдивских островов в Индийском океане. Они блестящие, легкие, прочные, величиной с лесной орех, были распространены также в странах Азии, Африки, Европы. Ни много ни мало, а просуществовали эти ракушки в качестве платежного средства аж до Х века.

В Древнем Китае были широко распространены бронзовые деньги: они отливались в виде ножей, рыб, колокольчиков, мечей. Их называли лянами. Как полагают ученые, первые привычные нам монеты появились в Лидийском царстве (в небольшом государстве на западе Малой Азии) в VI веке до нашей эры, во время царствования Крёза, о сказочном богатстве которого ходили легенды. Чеканились монеты из природного сплава серебра и золота. А назывались они крезеидами.

В большом количестве золотые монеты чеканили персидские цари, а затем Древняя Греция, Рим и их колонии. В Греции первые золотые монеты были отчеканены в IV веке до нашей эры македонским царем Филиппом II, отцом прославленного Александра Македонского. Они так и назывались - филиппики. Сам Александр Македонский чеканил серебряные монеты- тетрадрахмы: с одной стороны монеты была изображена голова Афины в шлеме, с другой - ее символы - сова и оливковая ветвь. Эти монеты так и назывались - совами. Первые монеты Древнего Рима, выпуск которых начался также в IV веке до нашей эры, назывались ассами. Позднее в Риме стали чеканить серебряный денарий, равный по стоимости 10 ассам. В ходу была и более мелкая монета - сестерций - четвертая часть денария. Монетное обращение в России (в Киевской Руси) возникло в IX-X веках. Быстрое развитие чеканка монет получила после создания централизованного Российского государства в XV веке. Значительно позже появились бумажные деньги.

Первые бумажные деньги, как и сама бумага, появились в Китае. Это случилось в IX веке. В России первые бумажные деньги (ассигнации) были выпущены в период царствования Екатерины I, в 1769 году. Они мало походили на деньги в нашем представлении. Это были скорее банковские обязательства - расписки на получение монет. Самыми маленькими золотыми монетами в мире были монеты, называемые «булавочными головками»: они выпускались в Южной Индии около 1800 года и весили 1 гран (0,06 грамма). Самая маленькая бумажная банкнота была выпущена министерством финансов Румынии в 1917 году: этот денежный знак достоинством 10 бани имел размеры 2,7 на 3,8 сантиметра.

№ 2 задание. Действующие денежные единицы разных стран мира. В 90-х годах прошлого века республики бывшего Советского Союза решили выйти из него и стать самостоятельными странами. В каждой из них появились новые деньги. И только в России осталась прежняя денежная единица - рубль, поменялся лишь внешний вид купюр и монет. Перед вами названия валют стран СНГ.

Таблица: «Валюка стран мира» (показ денег).

Деньги бывают красивыми (показ денег).

Не по деньгам товар - не по товару деньги.

№ 5 заданне «Продолжи предложение».

1. Любой труд приносит ... (пользу).

2. Моя мама за свой труд получает ... , бабушка ... , а брат учится в институте и получает ... (зарплату, пенсию, стипендию).

3. Деньги разных стран называются ... (валюта).

4. В магазине цена выше, чем на ... (рынке).

5. Место хранения и накопления денег называется ... (банком).

№ 6 задание вопросы викторины.

·         Теперь попросы викторины будут посерьезнее.

·         Какое животное всегда при деньгах?

·         Поросёнок: у него есть пятачок.

·         В какую реку можно упаковать товар?

В Тару. Тара - приток Иртыша.

Назовите российский город и реку, чьи названия ласкают слух всех экономистов, банкиров и предпринимателей.

Барыш - город в Ульяновской области, стоящий на одноименной реке.

4. Где находится Море Кризисов?

На Луне.

5.На каком базарс самый большой шум?

На птичьем базаре.

6.Чем отличается птичий рынок от птичьего базара?

На рынке торгуют птицами и другими животными, а птичий базар — это массовое колониальное гнездовье морских птиц.

7. «Экономическая» порода собак — это ...

Такса. Ведь такса — это еще и установленная расценка.

В какой кубышке деньги не прячут?

В цветке кубышка, другое его название - кувшинка желтая.

Назовите растения, которые знают и обожают все банкиры.

Золототысячник, золотое дерево, золотистые водоросли.

10. Что стоит дёшево, а ценится очень дорого?

Вежливость.

11.Лицо торговой точки — это ... Что?

Витрина.

12. Назовите мероприятие, где цену набивают молотком.

Аукцион.

13. Как называется ожерелье из монет?

Монисто.

14. Как называется новая валюта Старого Света?

Евро.

15. Кто считает миллионы тысячам?

Миллиардер

№ 7 задание кроссворд: «Что такое деньги».

По горизонтали:

1.Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.

Задание: определить, каким государствам принадлежат денежные единицы.

Денежные единицы:

Страна

Украина

Беларусь

США

Германия

Великобритания

Австралия

Австрия

Бельгия

Дания

Испания

Канада

Нидерланды

Норвегия

Финляндия

Франция

Швеция

Япония

Швейцария

 

Денежная единица

гривна

рубль

доллар

марка

фунт стерлингов

австралийский доллар

шиллинг

бельгийский франк

датская марка

песета

канадский доллар

гульден

крона

финская марка

французский франк

шведская крона

йена

швейцарский франк

 

Столица

Киев

Минск

Вашингтон

Берлин

Лондон

Сидней

Вена

Брюссель

Копенгаген

Мадрид

Оттава

Амстердам

Осло

Хельсинки

Париж

Стокгольм

Токио

Берн

 

№ 3 задание «Подарки друзьям».

Незнайка сообщает своим друзьям о поездке в другую страну, которая называется Германией. «Я возьму с собой 100 рублей, чтобы купить своим друзьям подарки».

Вопрос: Сможет ли Незнайка купить на рубли подарки для друзей? Почему? (показ денежных единиц России и Германии).

Царица Экономика:

№ 4 задание «Объясни пословицу».

Без нужды живет, кто деньги бережет.

Не деньги нас наживали, а мы деньги нажили.

Через золото слезы льются.

Пушинка к пушинке, а выйдет перинка.

  1. Бумажные деньги.
  2. Накопление денег на дорогую покупку.
  3. Прямой обмен одних товаров на другие.
  4. Достоинство монеты.
  5. Сторона монеты, на которой изображён герб или портрет.

По вертикали:

  1. Надпись на монете.
  2. Человек, коллекционирующий и изучающий монеты.
  3. Денежная единица в России.
  4. Другая сторона монеты.
  5. Единая денежная единица в странах Европы.

№ 9 задание «Веселые загадки-рифмы».

На товаре быть должна

Обязательно ... (цена)

Коль трудился круглый год,

Будет кругленьким ... (доход).

Журчат ручьи, промокли ноги -

Весной пора платить ... (налоги).

Как ребенка нет без мамы,

Сбыта нету без ... (рекламы).

Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно ... (весы)

Будут целыми, как в танке,

Сбереженья ваши в ... (банке).

Дела у нас пойдут на лад:

Мы в лучший банк внесли свой (вклад)

Чтобы дом купить я смог,

Взял кредит, внеся ... (залог).

В море коварном товаров и цен

Бизнес-корабль ведет ... (бизнесмен)

Люди ходят на базар:

Там дешевле весь ... (товар).

Мебель купили, одежду, посуду.

Брали для этого в банке мы ... (ссуду).

И врачу, и акробату

Выдают за труд ... (зарплату).

Чтобы партнеров не мучили споры,

Пишут юристы для них ... (договоры).

Стал владельцем, братцы, я

Вот завода ... (акция).

-На рубль - копейки, на доллары - центы,

Бегут-набегают в банке ... (проценты).

Очень вкусная витрина

У овощного ... (магазина).

Чуть оплошаешь - так в тот же момент

Весь рынок захватит твой ... (конкурент).

Приносить доходы стал

В банке папин ... (капитал).

В банке для всех гисит прокламация:

«Деньги в кубышнах съедает ... (инфляция)».

Царица-Экономика:

№ 10 задание «Деньги будущего».

Внимательно рассмотрите современные деньги и деньги, которыми пользовались раньше. Как, по вашему мнению, будут выглядеть деньги в далёком будущем? Нарисуйте, пожалуйста, российскую денежную единицу, которой будут пользоваться наши правнуки в далеком будущем.

Во время выполнения 10 задания 1 и 2 Гномики - Экономики подсчитывают жетоны и меняют их на конфеты.

1 Гномик-Экономик: Молодцы, ребята! Вы все хорошо справлялись с заданиями!

2 Гномик-Экнидиик: Вы гоказали отличные знания по Экономике! И получайте за уто заслуженные призн!

Царица Экономика: До следующей встречи! Всем спасибо!

5. Итог занятия. Рефлексия.

- Ребята, давайте подведем итог нашего занятия. Ответьте на следующие

вопросы:

  1. Что такое валюта?

2.Чем занимается наука «Нумизматика»?

3.Какая валюта вам известна?

  1. Что изображено на купюрах (бумажных деньгах) разных стран?
  2. Рассмотрим ситуацию: летом кого-то из вас пригласили отдыхать в Испанию. Какой валютой вы воспользуетесь?

-Молодцы. Я надеюсь, что знания, которые вы сегодня приобрели, покорят любую страну.

- Те кто был активным и ему всё было понятно, разместите магнит в центр мишени. Те, у кого были трудности - на жёлтую линию. И на край мишени кому ничего было не понятно.

свернуть

Квест «В поисках клада»

развернуть

Квест «В поисках клада»

Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся о деньгах.

Задачи:

  1. Познавательные: систематизировать знания о семейном бюджете, валюте разных стран, о необходимости появления денег.
  2. Развивающие: содействовать развитию логического мышления и расширению кругозора.
  3. Воспитательные: способствовать воспитанию умения работать в группе, толерантного отношения к мнению других, умения слушать, обсуждать и принимать коллективное решение.

Организация работы

Время проведения 45 - 60 минут.

Форма проведения - групповая.

Оборудование

  1. Мультимедийное оборудование
  2. Раздаточный материал

Этапы работы

  1. Организационный момент.

Просмотреть отрывок мультфильма «Трое из Простаквашино» (Приложение 1), сформулировать понятие «клад» и определить тему и цель урока. По результатам правильно выполненного задания учащиеся получают первую карточку- подсказку.

  1. Самостоятельная деятельность учащихся под руководством учителя. На каждом этапе дети находят карточку-подсказку для ориентирования на местности, с помощью которой они узнают местоположение следующего задания.

Прибыв на место, дети выполняют задание и получают следующую карточкуориентир. Задания для учащихся даёт учитель в устной форме.

  1. Завершение игры.

Учащиеся находят клад - мешочек с шоколадными монетами.

  1. Рефлексия

Карточки-подсказки и задания

Местоположение (Приложение 2)

Название задания

1. Следующую подсказку вы

найдете там, где укрепляете своё

здоровье (спортивный зал)

1. Составь определение

2. Следующую подсказку вы

найдете там, где хранятся в нашей

школе книги (библиотека)

2. Кроссворд

3. Следующую подсказку вы

найдете там, где употребляете

пищу (столовая)

3. Лента времени

4. Следующую подсказку вы

найдете там, где находятся

компьютеры (кабинет

информатики)

4. Головы и хвосты

5. Следующую подсказку вы

найдете там, где больше всего

заботятся о вашем здоровье

(медицинский пункт)

5. По странам и континентам

6. Следующую подсказку вы

найдете там, где проходят

школьные праздники (актовый

зал)

6. Мультимозаика

7. Клад вы найдёте там, где

начали свой путь.

7. Ребусы

 

Задания для учащихся (Раздаточный материал. Приложение 3)

Задание 1. Составь определение

Ребята, используя карточки со словами, составьте определение слова «клад».

Задание 2. Кроссворд

Ребята, разгадайте кроссворд.

Задание 3. Лента времени

Ребята, посмотрите на карточки и расположите их в порядке возникновения в истории человечества.

Задание 4. Головы и хвосты

Ребята, найдите начало пословицы и её продолжение.

Задание 5. По странам и континентам

Ребята, соотнесите страну и валюту, которой она принадлежит.

Задание 6. Мультимозаика (Приложение 4)

Ребята, посмотрите «Мультимозаику» про деньги, вспомните и назовите сказки и мультфильмы, которые вы в ней увидели.

Задание 7. Ребусы

Ребята, разгадайте ребусы.

Ребята, все задания выполнены. Сейчас вы получите последнюю карточкуориентир, на которой указано место, где спрятан клад.

свернуть

План мероприятий в рамках Недели финансовой грамотности детей и молодёжи «Личные финансы со знаком качества» (18.03.2024-24.03.2024)

развернуть

УТВЕРЖДАЮ

Директор Государственного

учреждения образования

«Средняя школа № 6 г. Лиды

имени И.Б.Куконенко»

И.Ф. Трембач

12,03.2024

 

План мероприятий в рамках Недели финансовой грамотности детей и молодёжи «Личные финансы со знаком качества» (18.03.2024-24.03.2024)

 

№ п/п

Дата и время

Мероприятие

Ответственный

1.

18.03.2024, 14:00

Финансовая квест-игра «Монополия: школьная версия» (IV класс)

Пищик О.И.

Адарцевич Н.А.

2.

19.03.2024, 12:45

Игра-путешествие «В поисках клада» (II класс)

Пищик О.И.

Адарцевич Н.А.

3.

20.03.2024, 13:30

Викторина «Деньги разных стран» (III класс)

Пищик О.И.

Адарцевич Н.А.

4.

21.03.2024, 14:00

Интеллектуальная игра «Деньги» (IV класс)

Пищик О.И.

Адарцевич Н.А.

5.

22.03.2024, 14:00

Соревнование «Золотая смекалка» (III класс)

Пищик О.И.

Адарцевич Н.А.

6.

23.03.2024, 12:45

Деловая игра «Откуда в семье берутся деньги?» (II класс)

Пищик О.И.

Адарцевич Н.А.

 

свернуть