Семинар-практикум

Семинар-практикум «Создание эффективной системы работы учителя с высокомотивированными и одаренными учащимися»

20.12.2022
развернуть

Дата проведения: 20.12.2022 – 26.12.2022

Цель семинара-практикума: создание условий для расширения информационно-образовательного поля педагогов учреждения образования по теме семинара; повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу организации работы с высокомотивированными и одаренными учащимися.

План

  1. Тест для учителей по определению склонности к работе с одаренными учащимися. Ссылка:

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSeN4oLm5Oz6sijt-8rtC1k7K1faPzPdPQSpNgflC_RcTF7RLw/viewform?usp=share_link

  1. Система работы с высокомотивированными и одаренными учащимися при подготовке к олимпиадам на I ступени общего среднего образования. Из опыта работы учителя начальных классов Хмилевской Е.Ф. Ссылка:

https://docs.google.com/document/d/1JwojufI11AP5EwjFAh6Huly-y744ReiT/edit?usp=share_link&ouid=108536254959657762927&rtpof=true&sd=true

  1. Отзыв о лирическом произведении как этап подготовки к олимпиаде по учебному предмету «Белорусский язык и литература». Из опыта работы учителя белорусского языка и литературы Лагодской И.И.

Ссылка: https://docs.google.com/document/d/18S8s84uU_OlAFq_zkQlePaGxQah27Jvx/edit?usp=share_link&rtpof=true&sd=true

  1. Обществоведение в профильной группе: подготовка к олимпиаде и централизованному тестированию. Из опыта работы учителя истории и обществоведения Шиш Н.И.

Ссылка: https://docs.google.com/document/d/1I5vDELLeumU9oJ076tKev81WXRAxU34-/edit?usp=share_link&ouid=108536254959657762927&rtpof=true&sd=true

  1. Активные методы и приемы работы с лексикой при подготовке высокомотивированных учащихся к олимпиадам по иностранному языку. Из опыта работы учителя иностранного языка Грудановой И.Е.

Ссылка: https://docs.google.com/document/d/1ZhLB4zSlzRjz1hpDtixwAsXy_K3uRFTH/edit?usp=share_link&ouid=108536254959657762927&rtpof=true&sd=true

  1. Биология в профильной группе: подготовка к олимпиаде и централизованному тестированию. Из опыта работы учителя биологии Лагуновской Т.И.

Ссылка:

 

  1. Рекомендации учителю в работе с одаренными учащимися.

Ссылка: https://docs.google.com/document/d/1s8KE-sjhkXR_l90dl64l99Uwoz7dD_AD/edit?usp=share_link&ouid=108536254959657762927&rtpof=true&sd=true

  1. Рекомендации классному руководителю в работе с одаренными учащимися.

Ссылка: https://docs.google.com/document/d/150kwdHMVMIf_PVkR-tHoFr1fZV1vLu4d/edit?usp=share_link&ouid=108536254959657762927&rtpof=true&sd=true

  1. Выявление одаренности у детей. Результаты диагностических исследований. Выступление педагога-психолога Карпуть В.П.

Ссылка:

 

  1. Анкета к педсовету для учителей «Состояние и уровень сформированности общеучебных умений и навыков у учащихся на учебных занятиях».

Ссылка: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSczUxxI3E-qdMsCtRWtVGgc3geEbtLZGiOy66yfM-7d_5T9zA/viewform?usp=share_link

свернуть

Семинар-практикум «Коммуникативные ошибки педагогов»

развернуть

Заместитель директора

по учебной работе Лапко Л.Т.

Рассматриваемые вопросы:

  1. Типичные ошибки учителя.
  2. Пути преодоления коммуникативных неудач на учебном занятии.
  3. Необходимость овладения коммуникативной компетенцией, определяющей суть и возможность педагогического успеха.

Среди многочисленных качеств учителя есть одно, на которое обращают внимание абсолютно все учащиеся. Это качество – умение учителя говорить, обращаться к классу, быть командиром, защитником и – футболистом, который примет самую лихую подачу, отобьёт самую безбашенную атаку, не пропустит ни одного мяча в ворота.

Коммуникативные ошибки, совершаемые учителями, – воплощение неуверенности, психологической деформированности, неверно избранной позиции по отношению к учащимся. Результатом являются сорванные уроки, откровенное нежелание ребят заниматься учебным предметом, столь откровенная усталость учителя. Рецепты педагогического успеха у каждого мастера свои; ошибки, которых надо избегать, стандартные. Но, несмотря на их стандартность, учителя новых поколений повторяют их, надолго теряя то, что называют «контакт с классом». Исключение этих ошибок – необходимое условие профессионального становления педагога.

Рассмотрим некоторые из них:

Начинать обращение к классу словом «я» - первая из таких ошибок. Она «отсекает» класс, перечеркивает коммуникативную готовность, а подсознательно – ставит учителя отдельно от учащихся. Ошибка окажется непреодолимой, если такое «эгоцентрическое» обращение продолжить, например, так: «Я хотел бы рассказать вам…», Понятно, что стремящиеся оказаться антиподами «я», и «вы» должны раствориться в инклюзивном «мы», и лучше начинать с простого, но психологически более грамотного: «Мы сегодня…», а главное – сказать о себе «хотел бы…» может лишь тот, кому аудитория абсолютно безразлична, а она это чувствует.

Начинать занятие простым оглашением рабочих моментов – еще одна коммуникативная ошибка. Начало должно быть проблемным, интригующим, зовущим к диалогу; возможно, в нем будет выделяться то, что риторике называют «провокационным тезисом», т.е. спор с самим собой; но он возможен лишь в классе, хорошо знакомым учителю. Начало – захватывающий, фокусирующий внимание компонент. Речь учителя должна быть яркой, интересной, захватывающей, обращенной к учащемуся. Тема урока записана на доске или спроецирована на экране до учебного занятия. Роль организационных моментов на хорошем уроке должна быть сведена к минимуму. «Открывая занавес урока», важно сделать это эффектно, торжественно, жизнеутверждающе. От интонационного рисунка первых слов учителя, от их мобилизующей силы зависит коммуникативная готовность класса.

Важный акцент – со звонком появление учителя в классе задает нужную тональность всему занятию: появление учителя перед классом неторопливое, по возможности эффектное.

Говорить, не выбрав адекватного соотношения, выражаясь словами исследователей риторики, «равенства – превосходства», - еще одна ошибка, которую допускают учителя. С одной стороны, это акцентирование педагогической чопорности и гипертрофирование собственного всезнайства (например, «Нам предстоит обратиться к данному предмету, однако, боюсь, многие не вполне готовы»), что влечет испуганное отчуждение класса и безошибочно показывает паническое состояние учителя. С другой стороны – попытка оказаться «Своим парнем» (например, «Привет! Ну чего? Начнем…»), рано или поздно приводящая к пренебрежительным ухмылкам класса. Любая крайность в отношении равенства («свой парень») или превосходства («симпозиум») приводит к негативным последствиям.

Жизнь и мир меняется, внося перемены и нововведения. Методика «живого», а не схематизированного диалога на учебных занятиях доказывает свою незаменимость. В жизнь современных ребят вошли ценности, ранее объявляющиеся чуждыми и вредными. Меняется и сам учитель. Однако умение, интегрируя традицию и новаторство, выработать коммуникативный код свободной личности учащегося является базовым в педагогическом искусстве. Основывается оно на умении объединить элементы равенства и элементы превосходства.

Учитель, которого вызвали из класса, открыв дверь из коридора, обращается к учащимся с той же торжественностью, с какой минуту назад говорила о творчестве А.С. Пушкина:

- Класс без учителя, – делая паузу, обводит взглядом ребят. – Задание получено.

Класс, даже без учителя, причем класс бойкий, шумный, продолжает увлеченно работать.

В чем секрет ее педагогического успеха? Ответ педагога звучит следующим образом: «В уважении к ученикам. Я не позволяю себе говорить сумбурно и монотонно».

Говорить без позитивного, дружелюбного настроя, так, словно учитель находится в осажденной крепости и ежеминутно готов к сражению, – серьезная коммуникативная проблема для учителей, которые оказались перед новым или не простым классным коллективом.  Учитель, великолепно знающая учебный предмет, смотрит на класс, преисполненная решимости и одновременно уверенности в том, что вот-вот начнутся ученические «приколы», которых она не воспринимает, боится. Речь данного учителя неуверенная, пересыпана резкими интонационными взлетами и падениями, неоправданными паузами, опасением не сказать единственно правильного и нужного слова. Именно о таком учителе говорит В.М. Дорошевич: «Он не знал, что только страхом держит в узде эту армию маленьких негодяев, готовых поднять его на смех, сделать ему какую-нибудь мелкую каверзу. Он ждал этой гадости каждую секунду». В основе этого желания – коммуникативная установка: они – враги. С такой установкой продуктивный диалог учителя с с учащимися просто невозможен. Более того личность самого учителя в этом случае стремительно движется к выгоранию.

Быть лицеприятными в речи. Лицеприятие – это «к доске пойдут выполнять задание Сидоров и Марина». Этакий сбой коммуникативного единства. Делать этого нельзя – пусть даже Сидоров В. не учит домашнее задание, хулиганит, в Марина – «спортсменка, отличница и красавица».

Как успокоить класс, вышедший из-под контроля? Ни в коем случае не пытаться его перекричать! Важно суметь посмотреть на ситуацию так, как смотрит мудрый родитель на расшалившееся чадо: этим мы вернем все к исходным координатам «ребенок – взрослый». Невозмутимость учителя, его корректность в замечаниях, окажутся более действенными. Невозмутимость, уважение к личности ребенка, умноженные на учительскую «харизму», - ключ к решению самых сложных коммуникативных задач.

Педагогика – это в первую очередь мастерство, рожденное доброжелательностью; это качество и должно быть основой всех слов, всех мыслей, всех поступков учителя. Рецепты педагогического успеха у каждого профессионала свои. В основе их, однако, общее, а именно – преодоление ошибок, серьезно усложняющих повседневную практику.

Предрасположенность к педагогической профессии непременно означает умение взаимодействовать с аудиторией, которое совершенствуется с опытом. Опыт и совершенствование себя позволяют учителю держаться уверенно, говорить с классом непринужденно, строить учебное занятие, переходя от монолога к диалогу, от фронтальной работы к индивидуальной и групповой, задействуя каждую минуту учебного занятия, не давая права на расслабление – ни себе, ни классу, ожидающему открытий и готовому воспринимать огромные информационные объемы, поскольку внедряются они гармонично, без монотонности и преклонения перед оценкой.

 

Уважаемые педагоги, предлагаем практический блок:

– просмотр открытых учебных занятий учителей-новаторов Средней школы № 6 г. Лиды им. Н.Б.Куконенко;

– обсуждение, заполнение анкеты по теме семинара «Коммуникативные ошибки педагога».

Урок математики в Х «А» классе учителя высшей квалификационной категории Бурко Т.А.

Ссылка:

https://drive.google.com/file/d/1J7EUJ2X6HigMVMIYrWxD3jGvxFVvauxb/view?usp=share_link

Урок обществоведения в Х «Б» классе учителя высшей квалификационной категории Шиш Н.И.

Ссылка:

https://drive.google.com/file/d/1L1dMs9NaeCrXyBR0MIcE1po_G9RUizvn/view?usp=sharing

Урок обществоведения в IХ «Б» классе учителя первой квалификационной категории Шабельского А.С.

Ссылка:

https://drive.google.com/file/d/1e0GQ-JwiorMmnr6ypNhzYweApq5VAOve/view?usp=sharing

Анкета для педагогов. Ссылка:

https://docs.google.com/forms/d/1r2XpUARCQpMbXwsWAt07sWlq9lbALa0vGOmPJ37ihq8/edit

 

Литература:

  1. Мурашов, А.А. Коммуникативные ошибки педагогов. Журнал «Народное образование» № 2/2021.
  2. Мурашов, А.А. Учительская энергетика: предрасположенность и опыт. Журнал «Народное образование» № 1/2021.
свернуть