Рекомендации

Рекомендации для педагогов учреждений образования по созданию условий для развития социальных навыков у несовершеннолетних, вернувшихся из специальных лечебно-воспитательных, специальных учебно-воспитательных учреждений

развернуть

Сопровождение несовершеннолетних, вернувшихся из учреждений закрытого типа, является одним из важных направлений деятельности педагогов учреждений образования. От того, как будет организовано их сопровождение, зависит успешность их дальнейшей жизни.

Главной задачей для педагогов и законных представителей несовершеннолетних является создание особых условий, обеспечивающих целостную профилактическую систему, направленную на укрепление позитивных социальных и жизненных навыков несовершеннолетних, развитие умения подростков сделать осознанный выбор в пользу ответственного и безопасного поведения. Важно, чтобы эти дети почувствовали себя нужными обществу, осознали возможность начать жизнь заново и приносить пользу себе, своей семье, обществу и государству, смогли обрести друзей среди социально-благополучных подростков, восстановить свое душевное равновесие, создать положительную систему ценностей. 

Основные аспекты, на которые следует обратить внимание при работе с несовершеннолетними, вернувшимися из специальных лечебно-воспитательных (далее – СЛВУ), специальных учебно-воспитательных учреждений (далее – СУВУ):

  1. Организация подготовки законных представителей к приему подростка, возвращающегося из специального учреждения (при поступлении информации из СЛВУ, СУВУ о возвращении несовершеннолетнего) с целью гармонизации общения родителей с ребенком посредством установления взаимодействия педагогов с семьей, проведения занятий и консультаций с родителями. 
  2. Изучение условий проживания семьи (при наличии информации из СЛВУ, СУВУ о возвращении несовершеннолетнего). При посещении семьи педагогу необходимо обратить внимание на санитарно-гигиеническое состояние жилого помещения, обеспеченность предметами первой необходимости либо наличие возможности их приобретения (одежда, обувь по сезону, предметы личной гигиены, письменные принадлежности, канцелярские товары), наличие места для выполнения домашних заданий, сна и отдыха для несовершеннолетнего. 
  3. Изучение взаимоотношений между членами семьи. При необходимости рекомендуется провести диагностику родителей с целью выявления детско-родительских отношений, организовать коррекционную работу.
  4. Организация индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, вернувшимися из СЛВУ, СУВУ. Индивидуальная профилактическая работа осуществляется в течение одного года в соответствии с Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». С несовершеннолетними, вернувшимися из СЛВУ, с которыми в закрытом учреждении реализовывалась основная индивидуальная реабилитационная программа, в течение года продолжается комплексная реабилитация в рамках завершающей индивидуальной реабилитационной программы в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 июня 2017 г.               № 487 «Об утверждении Положения о порядке комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством».   
  5. Реализация индивидуальных образовательных программ для обучения детей, имеющих особенности в психофизическом развитии с учетом их потребностей, способностей, склонностей, уровня знаний (по необходимости).
  6. Изучение особенностей личности несовершеннолетних, детско-родительских отношений – проводится педагогом социальным, педагогом-психологом, куратором учебной группы (классным руководителем) посредством педагогической и психологической диагностики в рамках адаптации учащихся к новым условиям по возвращении из СЛВУ, СУВУ. 
  7. Коррекция детско-родительских отношений, организация полноценного общения в семье посредством консультирования всех членов семьи и проведения коррекционных занятий, направленных на устранение имеющихся проблем. 
  8. Привлечение необходимых специалистов (медицинского работника, социального работника, юриста и др.) для проведения консультаций с несовершеннолетними и законными представителями, оказания им адресной консультативной помощи.
  9. Взаимодействие со всеми субъектами системы профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних, привлечение к работе с подростками представителей общественных объединений, волонтеров по месту жительства подростков, в функции которых входит социальная реабилитация подростков и молодых людей, вступивших в конфликт с законом.
  10. Обеспечение постоянного наблюдения за поведением несовершеннолетних, вернувшихся из СЛВУ, СУВУ, педагогом социальным, педагогом-психологом, куратором учебной группы (классным руководителем), контроль за посещением учебных занятий, освоением учебного материала, успеваемостью, своевременное информирование инспекции по делам несовершеннолетних в случае отсутствия на занятиях и др. 
  11. Содействие в организации свободного времени несовершеннолетних, вовлечение в деятельность, поддерживающую саморазвитие и активность подростков (посещение объединений по интересам, спортивных секций, мероприятий учреждений дополнительного образования детей и молодежи и др.). Кроме того, участие несовершеннолетних в волонтерском движении и посещение военно-патриотического клуба способствует формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности, развитию нравственных качеств (доброты, сопереживания и сострадания).
  12. Повышение уровня осведомленности несовершеннолетних, вернувшихся из СЛВУ, СУВУ, об их правах и обязанностях посредством участия в воспитательных мероприятиях, тренингах социально приемлемых моделей поведения. 
  13. Воспитание и развитие здорового образа жизни и безопасного поведения несовершеннолетних, вернувшихся из СЛВУ, СУВУ, через проведение занятий с элементами тренинга, игр и упражнений, посвященных вопросам профилактики рискованного поведения, организацию встреч подростков со специалистами учреждений здравоохранения. Занятия, направленные на развитие навыков безопасного поведения в условиях проблемных жизненных ситуаций и уверенности в себе, формирование адекватной самооценки, воспитание коммуникативных навыков несовершеннолетних могут проводиться с использованием метода «равный обучает равного».

Также следует привлекать подростков к разработке буклетов, видеоматериалов, информационных листков и другой продукции информационно-профилактической направленности с целью воспитания ценностного отношения к собственному здоровью и развития навыков здорового образа жизни, повышения уровня правовых знаний и осведомленности о правах и обязанностях.

  1. Привлечение к труду, что способствует формированию ответственности и исполнительности, закреплению имеющихся трудовых умений и навыков, развитию осознанной потребности трудиться (вовлечение подростков в ученическое самоуправление учреждения образования, работа в трудовой бригаде или в студенческих отрядах и др.). 
  2. Развитие коммуникативных качеств несовершеннолетних, направленных на развитие у подростков коммуникативной культуры, умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, делать осознанный выбор в пользу позитивного общения с семьей и значимыми взрослыми посредством проведения занятий с элементами тренинга, таких как: «Учимся бесконфликтному общению», «Я тебя понимаю», «Мысли и чувства», игр и упражнений «Представление Героев», «Волны» и др.
  3. Развитие социальной компетентности у несовершеннолетних, вернувшихся из СЛВУ, СУВУ – следует учить подростков максимально эффективно взаимодействовать с другими людьми в разнообразных ситуациях общения, развивать способность к осознанию негативных влияний и давления со стороны сверстников, учить методам противостояния, развивать критическое мышление, позволяющие отказываться от рискованных предложений, принимать правильные решения, ставить  положительные цели. Эффективным является проведение занятий с элементами тренинга (например, «Личность и ее жизненный путь», «Работа и отдых», «Управление негативными эмоциями», игр и упражнений «Нарисуй свое имя», «Кто я? Какой я?» и др.). Чтобы снизить интерес подростков к деструктивным влияниям, рекомендуется привлекать их внимание к историям о настоящих героях, спасателях, спортсменах, изобретателях и др.

Список использованных источников:

  1. Закон Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
  2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 июня 2017 года № 487 «Об утверждении Положения о порядке комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством».
  3. Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях деятельности учреждений образования по реализации норм Положения о порядке комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством», утвержденное Министерством образования Республики Беларусь 14 декабря 2017 года. 
  4. Методические рекомендации по организации в учреждениях образования индивидуальной профилактической работы с обучающимися (за исключением обучающихся специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений), утвержденные Министерством образования Республики Беларусь 01.02.2023.
  5. Методические рекомендации для специалистов социально-педагогической и психологической службы, воспитателей специальных учебно-воспитательных и специальных лечебно-воспитательных учреждений по организации коррекционной работы и социально-педагогической поддержке несовершеннолетних, имеющих проблемы поведенческого характера, а также их семей, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь 01.08.2022.
  6. Ананенко, А. А. Подростки в конфликте с законом: помощь в развитии / А. А. Ананенко; Благотворит. обществ. об-ние «Мир без границ». – Мозырь: Белый Ветер, 2016. – 318 с.
  7. Профилактика противоправного поведения несовершеннолетних: методические материалы. – Витебск: ГУДОВ «ВО ИРО», 2018. – 32с.
свернуть