Введение
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Отдых в период каникул даёт возможность любому ребёнку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации. Лагерь с дневным пребыванием детей призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Он является частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. С одной стороны, это форма организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространство для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Одним из условий эффективности работы лагеря является использование воспитательного потенциала игры. Игра придаёт эмоциональную окраску всему происходящему, создаёт атмосферу совместного творчества, учит, помогает общаться.
Все дни пребывания ребенка в лагере объединяются определенным сюжетом тематической игры. Перед детьми ставятся цели и задачи, успех в достижении которых требует напряжения сил и дает возможность подтвердить или изменить свою самооценку, предоставляют ребенку «поле успеха» в различных видах деятельности, предложенных игровыми ситуациями. Учет достижений ребенка на промежуточных и итоговых этапах (фестивалях, праздниках, конкурсах, и др.) – создает условия для индивидуально-личностного развития ребенка в той сфере, которая наиболее полно позволяет раскрыть и реализовать его способности и возможности. Являясь развлечением, отдыхом, игра перерастает в обучение, творчество, в модель человеческих отношений.
Анализ работы оздоровительного лагеря прошлых лет показал, что очень эффективной является работа, построенная в форме игры. Ребята с удовольствием принимали активное участие в играх, эстафетах, конкурсах, шоу, концертах, интеллектуальных играх, сопереживали друг другу, вели учёт достижений как личных так и своих сверстников. Возможность лично окунуться в мир спорта, творчества, культуры и показать свои умения, навыки и желание участвовать, никого из детей не оставило равнодушным.
Все это стало возможным благодаря продуманной работе взрослых и активной позиции детей. Проанализировав работу летней смены оздоровительного лагеря «Солнышко» за 2016/2017 учебный год, коллектив педагогов пришёл к выводу, что такую работу следует продолжить, но чтобы не повторяться, решили изменить некоторые правила и концепцию обучения и развития детей.
В этом году работа лагерной смены была не в форме путешествия, а в движении ребят по лестнице финансового успеха от самой низкой ступеньки до высокой. Назвали мы нашу смену «Мой финансовый успех».
Актуальность проекта
Рано или поздно любой человек, которому не все равно, что происходит с его деньгами сейчас, и что будет происходить с ними в ближайшем и далеком будущем, задается тривиальным вопросом – как мне правильно обращаться с моими финансами? Т. е. человек задумывается над тем, как повысить финансовую грамотность.
Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ. Финансовое образование школьников способствует подготовке учащихся начальной школы к эффективному управлению своим личным капиталом, к правильному распределению, сбережению, накоплению и инвестированию финансов с младшего школьного возраста, что в целом будет сопутствовать повышению финансовой грамотности населения в целом.
Радость общения, творческие открытия, самореализация, оригинальные идеи – всё это дарит детям увлекательное времяпрепровождения в пришкольном лагере.
Информационно-педагогическая карта:
Название проекта
|
«Мой финансовый успех»
|
Цель
|
создание условий для укрепления физического, психического и нравственного здоровья детей и подростков
|
Задачи
|
формировать навыки здорового образа жизни и осознанного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
формировать адаптационные навыки и подготовку к жизни в обществе;
развивать интеллектуальный, духовный потенциал, творческие способности и интересы детей, приобщать к различным видам социально значимой деятельности;
подготовить детей к самостоятельному принятию решений, связанных с финансами;
воспитать у школьников финансовую культуру.
|
Адресат
|
Учащиеся 1-6 классов в возрасте от 6 до 12 лет
I отряд - 24 (6-7лет)
II отряд - 24 (7-8 лет)
III отряд – 24 (8-9 лет)
IV отряд – 24 (9-10 лет)
V отряд – 24 (9-12 лет)
|
Количество
участников
|
120 воспитанников и 28 педагогов (из них 15 воспитателей и 4 подменных воспитателя)
|
Сроки реализации проекта
|
04.06.18-27.06.18
|
Периоды проекта
|
Организационный – 04.06.18-06.06.18
Основной – 07.06.18-22.06.18
Заключительный – 25.06.18-27.06.18
|
Игровая модель проекта
|
Мальчишек и девчонок, которые решили отдохнуть, встречает президент бизнес - центра «Солнышко» и проводит среди ребят жеребьёвку, кто будет работать в одной компании (красный, жёлтый, синий, белый и зелёный жетоны - подписать имя и фамилию). Это и будет согласие ребят работать в компании.
Когда работники распределены, собирается коллективное собрание на которое приходит загадочный гость.
Это мышонок Экономик. Он пришёл к нам из сказки о дядюшке Клоуне, которому мышонок согласился помочь вести его хозяйство с помощью науки экономики, а заодно и нам в этом разобраться. Каждый день мышонок Экономик совместно с ребятами через игры, спортивные состязания, тренинги, познавательные занятия окунётся в мир бизнеса, попробуют различные модели достижения финансового благополучия, продвигаясь по лестнице финансового успеха: от самой низкой до высокой ступеньки финансовой грамотности, зарабатывая при этом ещё и деньги «белары». У каждой ступени лестницы есть своё название и девиз. В течение каждого дня проводится время открытий «Понимай-ка», где ребята знакомятся с разными терминами и понятиями по финансовой грамотности. В конце каждого дня проводится мониторинг: чему научились ребята сегодня и переходят на новую финансовую ступень. В конце проекта каждый из ребят подсчитывает доход от продажи или заработка. Самые активные предприниматели и работники получат призы. Каждый из участников получает диплом об участии в проекте «Мой финансовый успех» за определённые достижения.
|
Предполагаемый результат
|
эмоционально-психологическое и физическое оздоровление детей и подростков;
развитие нравственных качеств, необходимых для успешной адаптации в социуме;
возможность максимальной реализации детского и взрослого потенциала в летний каникулярный период;
сформируются умения грамотного использования денег;
пройти по ступеням финансовой грамотности и добраться до самой высокой ступеньки «Мой финансовый успех»
|
Уровни реализации
|
Индивидуально-личностный – предполагает личностный рост в физическом, интеллектуальном, духовном развитии и финансовой грамотности.
Отрядный – деятельность ребят внутри отрядного коллектива, сотрудничество, сотворчество.
Межотрядный – расширение круга общения ребёнка, создание условий для здоровой конкуренции.
Общелагерный – участие ребят в общелагерных делах, организация разнообразной по форме и содержанию деятельности.
|
Партнёры
|
Отдел образования, спорта и туризма Лидского райисполкома, ГУО «Лидский районный центр творчества детей и молодёжи», ГУО « Лидский районный экологический центр детей и молодёжи», КУКП «Лидакиновидеосеть», отдел ОГАИ Лидского РОВД, Лидский районный отдел по ЧС, ГУО «Лидский районный центр туризма и краеведения учащейся молодёжи», Лидская городская детская библиотека, АСБ «Беларусбанк», Лидский зональный ЦГЭ, ГУО «Лидский районный центр технического творчества»
|
Игровая модель проекта
«Мой финансовый успех»
Мальчишек и девчонок, которые решили отдохнуть, встречает президент бизнес - центра «Солнышко» и проводит среди ребят жеребьёвку, кто будет работать в одной компании (красный, жёлтый, синий, белый и зелёный жетоны - подписать имя и фамилию). Это и будет согласие ребят работать в компании.
Когда работники распределены, собирается коллективное собрание на которое приходит загадочный гость.
Это мышонок Экономик. Он пришёл к нам из сказки о дядюшке Клоуне, которому мышонок согласился помочь вести его хозяйство с помощью науки экономики, а заодно и нам в этом разобраться. В связи с этим многие объекты лагеря были переименованы в соответствии с основными отделениями бизнес - центра «Солнышко»:
лагерь – бизнес-центр «Солнышко»;
директор лагеря – генеральный директор бизнес - центра «Солнышко»;
воспитатели – директора по персоналу;
столовая – ресторан;
место сбора работников компаний – конференц-зал бизнес - центра;
отрядные кабинеты – офисы;
дети – работники компаний;
старший воспитатель - финансовый директор.
Каждый день мышонок Экономик совместно с ребятами через игры, спортивные состязания, тренинги, познавательные занятия окунётся в мир бизнеса, попробуют различные модели достижения финансового благополучия, продвигаясь по лестнице финансового успеха: от самой низкой до высокой ступеньки финансовой грамотности, зарабатывая при этом ещё и деньги «белары». У каждой ступени лестницы есть своё название и девиз. В течение каждого дня проводится время открытий «Понимай-ка», где ребята знакомятся с разными терминами и понятиями по финансовой грамотности. В конце каждого дня проводится мониторинг: чему научились ребята сегодня и переходят на новую финансовую ступень. В конце проекта каждый из ребят подсчитывает доход от продажи или заработка. Самые активные предприниматели и работники получат призы. Каждый из участников получает диплом об участии в проекте «Мой финансовый успех» за определённые достижения.
1 день (ступень «Если вместе мы собрались»). Главная задача дня - познакомится ребятам друг с другом через игры - знакомства и предстоящими мероприятиями на всю лагерную смену. Так как компаний пять, детям надо придумать название компании и распределить в ней рабочие места.
Девиз дня: «Прийти вместе - это начало.
Остаться вместе - это развитие.
Работать вместе - это успех».
2 день (ступень «Денежная»). Ребята познакомятся с понятиями: деньги (разные виды), доходы, расходы, бизнес, финансовая грамотность, а также валютой «белары», которую они будут зарабатывать на протяжении всей смены. Познакомятся с объединениями по интересам, которые смогут посещать.
Девиз дня: «Коль трудиться круглый год, будет кругленький доход».
3 день (ступень «Безопасная»). Весь день будет посвящён безопасности на воде, при пожаре и соблюдении правил дорожного движения. В каждой компании ребята создадут уголок безопасности.
Девиз дня: «Осведомлён - значит вооружён!»
4 день (ступень «Банковская»). В этот день ребята знакомятся со структурой работы банка, как хранить деньги и где, как их приумножить и разумно потратить. Познакомятся с секретами менеджмента через игру- обучение «Время - деньги». На протяжении дня работают сформированные компании и зарабатывают себе деньги, которые впоследствии их потратят на последней ступени финансового успеха. В конце дня подсчитывается доход каждой компании, и они оплачивают налог в размере 5 % от прибыли за пользование помещениями бизнес - центра.
Девиз дня: «Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить налоги».
5 день (ступень «Бюджетная»). Дети попробуют сопоставить доходы и расходы в своей семье и с помощью Экономика, составят семейный бюджет и познакомятся с валютой разных стран мира.
Девиз дня: «Не теряйся, не ленись – к своему бюджету приглянись».
6 день (ступень «Музыкальная»). В этот день ребята смогут проявить свои таланты: музыкальные, танцевальные и творческие. Разучат белорусские песни и танцы. Таким образом, каждая компания демонстрирует таланты своих сотрудников. Самые активные участники награждаются грамотами от президента бизнес - центра.
Девиз дня: «Давайте никогда не унывать!
Будем сегодня петь и танцевать!»
7 день (ступень «Предпринимательская»). В этот день ребята разрабатывают бизнес-план развития своих компаний, получают лицензию на работу (с согласия президента бизнес - центра). Всем компаниям выплачивается начальный капитал. Во всем им помогают представители бизнес - центра «Солнышко» (воспитатели).
Девиз дня: «Если чётко знать доход, будет правильный расход».
8 день (степень «День услуг»). На протяжении дня будет проходить ярмарка творческих идей (созданные детьми фирмы будут зарабатывать деньги, оказывая некоторые услуги по их выбору).
Девиз дня: «Не теряйся, не ленись, лучше бизнесом займись».
9 день (ступень «Спортивная»). В этот день ребята научаться делать ставки на игру и опробуют свои навыки во время проведения футбольного матча среди ребят. Победители забирают выигранные деньги (ставки).
Девиз дня: «Ты будешь непобедим, когда стремлением к цели одержим».
10 день (ступень «Сбережения и инвестиции»). На протяжении дня ребята знакомятся, как сохранить и преумножить свои деньги, порассуждают о потребностях и возможностях человека.
Девиз дня: «Слушай внимательно, запоминай тщательно: деньги дома не храни, в инвестиции вложи».
11 день (ступень «Сто идей и сто затей»). В этот день организуется корпоративный выезд всех ребят в Лидский РЦТДиМ, где посетят игровую программу «Сундук настроения», научатся отдыхать и развлекаться вместе.
Девиз дня: «Раз, два, три, четыре, пять с нами кто идёт играть?»
12 день (ступень «День детской инициативы»). Этот день посвящён самоуправлению ребят в лагере. Пройдёт фестиваль идей «Малой Родине большие дела» с обучением финансовой грамотности.
Девиз дня: «Стремись к успеху, поднимаясь ввысь!»
13 день (ступень «Культурная»). Весь день будет окутан темой «Малой Родине посвящается». Все компании создадут мини - проект по реализации своего бизнеса, который будет способствовать развитию малой Родины. Ребята посетят литературную викторину в библиотеке по данной теме, пройдёт песенный марафон белорусских песен, а также с помощью рисунка изобразят каждый свою малую Родину.
Девиз дня: «Время даром не проводи,
14 день (ступень «Экологическая»). Для ребят будет организован игровой квест «В гостях у Нептуна», смогут посетить экологическую тропу, пройдёт конкурс поделок из нетрадиционных материалов. Главной целью дня будет обучить ребят беречь окружающую среду и сохранить, что сейчас имеем. Также каждая бизнес - компания произведёт расчёт: сколько экономится денег при бережном расходовании энергоресурсов.
Девиз дня: «Бережём природу - бережём и родину свою».
15 день (ступень «Памятная»). В этот день ребятам будет организована экскурсия по местам боевой славы г. Лида, а также пройдёт митинг – реквием в честь погибших солдат. Каждая компания должна подумать и внести свои предложения для бизнес-центра «Солнышко» как можно поддерживать порядок возле памятных мест города.
Девиз дня: «Помнить, чтобы жить».
16 день (ступень «Лотерейная»). Для ребят будет организована игра-розыгрыш «Лотерейный успех», где ребят научат не только правильно тратить деньги, но и с нюансами их зарабатывания.
Девиз дня: «Поймай удачу!».
17 день (ступень «Зарплатная»). Всё время за работой компаний наблюдает президент бизнес-центра, исходя из его наблюдений, выплачивается зарплата работникам компаний.
Девиз дня: «И врачу, и акробату выдают за труд зарплату».
18 день (ступень «Счастливая»). Организуется большая распродажа товаров собственного производства, где ребята смогут потратить заработанные деньги. Это последняя ступень финансового успеха, к которой привёл нас мышонок Экономик. Каждый из ребят подсчитывает доход от продажи или заработка. Самые активные предприниматели и работники получат призы. Каждый из участников получает диплом об участии в проекте «Мой финансовый успех» за определённые достижения.
Девиз дня: «На товаре быть должна обязательно цена».
Система стимулирования активности и личностного роста.
На каждой ступеньке успеха отряды, которые будут наиболее активными, проявят творчество и интеллектуальные способности, продемонстрируют высокий уровень физической подготовки, получат деньги. Деньги складываются в отрядном уголке. Добравшись до верхней ступеньки, отряд, набравший наибольшее количество денег, получит призы.
Самые активные работники и предприниматели, или ребята, занявшие призовые места в конкурсах, предполагающих индивидуальное участие, получают денежные премии в валюте лагерной смены.
В каждом отряде есть дети, которые ни к чему не проявляют интереса. Такие дети находятся всегда в поле внимания педагога психолога (как показывает опыт, у таких детей чаще всего низкая самооценка или низкий уровень развития). Поэтому незначительное проявление детьми активности всегда поддерживается и поощряется через похвалу, денежные премии валютой лагеря, грамотами.
В структуре игрового проекта выделено три этапа – организационный, основной и заключительный. Каждый этап реализуется на трех уровнях – индивидуальном, отрядном и общелагерном.
В таблице представлена карта поэтапной и поуровневой реализации проекта.
Помимо общелагерного проекта финансового успеха, каждый отряд разрабатывает «отрядный проект» финансового успеха. Выстраивание взаимодействия «отрядного проекта» с общелагерным осуществляется по следующей схеме:
На утренней линейке ребята получают задание на день. «Отрядный проект» выступает в качестве вспомогательного по отношению к общелагерному и обеспечивает его реализацию в течение дня с помощью организации отрядных дел и участия в общелагерных мероприятиях. Творческий отчёт о проделанной работе ребята демонстрируют на вечерней линейке.
Работа с органами детского самоуправления
Основным органом управления в рамках проекта является Совет директоров бизнес-центра «Солнышко», в который входят по два представителя от каждого отряда (лидер отряда и воспитатель), директор лагеря, старший воспитатель – 12 человек. В рамках совета планируется окончательный результат достижений в финансовой грамотности, обсуждается график движения по лестнице успеха, содержание каждой ступени успеха, распределяются обязанности между работниками компаний в процессе подготовки к переходу на новую ступень успеха, решаются другие организационные вопросы. Заседания совета осуществляется в форме планерок в утреннее или вечернее время. Вся информация размещается на информационном стенде лагеря.
Проект предусматривает также рефлексивные встречи участников педагогического коллектива, которые включают:
анализ собственной деятельности,
анализ реализации проекта, его корректировку исходя из сложившейся ситуации.
Воспитанники лагеря в конце дня анализируют деятельность своей бизнес-компании, подсчитывают количество заработанных средств, оценивают свой вклад в общее дело и отражают это на экране настроения.
Девиз лагеря:
Не унывать! Все пройти и все узнать!
Наша песня: «Солнышко»
1)День открылся на заре
Золотистым ключиком,
Чтоб досталось на Земле
Каждому по лучику.
Чтобы пальмы подросли
И берёзки с ёлками,
Чтоб весною соловьи
На ветвях защёлкали.
Припев:(2 раза)
Светит солнышко для всех,
Чтоб звенел весёлый смех,
Детвора не плакала.
Светит солнышко для всех,
Чтоб звенел весёлый смех,
Светит одинаково.
2)День открылся на заре
Золотистым ключиком,
Чтоб досталось на Земле
Каждому по лучику.
Чтоб звенел весёлый смех,
Детвора не плакала,
Светит солнышко для всех,
Светит одинаково.
Припев(2 раза)
Игра - викторина "В гостях у гнома Эконома"
Цель: формировать представление о потребностях как желаниях и нуждах человека; показать детям широкий спектр потребностей.
Оборудование: игрушка гнома, конверты с заданиями, таблица “Потребность и профессия”, слова-отгадки на карточках, рисунки детей о потребностях человека, картины по теме “Профессии”, карточки для раскрашивания, слова “бартер”, “экономика”
Ход занятия.
- Орг. момент.
(Показываю игрушку гнома)
-Он желает всем удачи За работу, в добрый час!
- Знакомство со словом “экономика”
(Рассказ воспиателя).
Каждый день вы слышите по радио или телевидению слово “экономика”. Знаете ли вы, что оно обозначает? С экономикой сталкивается любой человек - рабочий он или фермер, математик или певец, ученик или дошкольник. Экономика-это отношения между людьми, которые у них складываются, когда одни создают товар, продают его или покупают. Товаром может стать все, что продается и покупается. Это могут быть разные вещи, услуги (подстричь - в парикмахерской, отправить письмо- на почте ). А также произведения искусства: стихотворение, картина. Идеи тоже продаются, будь то проект нового автомобиля или научная разработка. И рабочая сила человека идет на продажу, за нее выплачивается заработная плата. Вы едете на автобусе, покупаете хлеб, звоните по телефону, смотрите телевизор, читаете книгу, а экономика всегда рядом с вами.
В основе этого слова стоит слово “йокос”: на древнегреческом языке оно означает “дом”. А буквальный перевод - “искусство ведения домашнего хозяйства”. С того, что нас окружает, с домашних дел и забот начинается наша экономическая жизнь. Чем она дает о себе знать? Прежде всего - ценой. Каждая вещь в вашем доме - имеет цену. Цена позволяет сравнивать вещи, вложенный в них труд. Она подсказывает вам выбор: это дорого, а это в самый раз, можно покупать. Деньги, что у нас в кармане, - кровь экономики, они текут от покупателя к продавцу, и рынок живет веселой жизнью: каждый получил свое, всем хватило, все довольны.
Но так бывает не всегда. И вместе со словом экономика мы слышим слова: рыночная экономика, кризис и т. д. Об этом более подробно вы будете говорить в старших классах, а сегодня мы должны выяснить, из чего состоит экономика. На какие части ее можно разделить.
- А сейчас мы будем выполнять задания гнома Эконома.
I этап “Что человеку надо?”
Ответ на этот вопрос поможет дать гном Эконом, который предлагает внимательно послушать отрывки из стихотворений А.Л. Барто.
У солнышка есть правило: Оно лучи расправило Раскинуло с утра- И на земле жара. Что человеку надо? (тепло)
Жарко, жарко, нету сил!.. Пить прохожий попросил: -Вовка - добрая душа, Дай напиться из ковша. Что человеку надо? (вода).
Девочки и мальчики Прыгают от радости: В каждом чемоданчике Яблоки и сладости. Что человеку надо? (пища)
На Андрейке - телогрейки, Кофты, рукавицы, Полосатый шарф Андрейке Принесли сестрицы. Что человеку надо? (одежда).
Как большой, сидит Андрюшка На ковре перед крыльцом. У него в руках игрушка - Погремушка с бубенцом. Что человеку надо? (игрушка).
Итак, потребность - это то, в чём нуждается человек. Есть потребности, присущие всем людям: тепло, вода, одежда и т.д. А есть потребности, которые проявляются не у всех, например, игрушки нужны только детям.
II этап “ Как ты думаешь?”
Гном Эконом прислал задание каждому из вас: найти рисунки, на которых изображены потребности, присущие всем людям, и раскрасить их.
(Каждой из микрогрупп выдается карточка для раскрашивания. Дети совещаются, коллективно выполняют работу, а затем выполняют свой выбор).
Физминутка.
А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели - вновь за дело.
Ill этап. “ Загадки от гнома Эконома”.
Вам нужно отгадать загадки о профессиях людей, которые помогают удовлетворить указанные потребности и заполнить таблицу.
|
Потребность
|
Профессия
|
Пища
|
|
|
Одежда
|
|
|
Жилище
|
|
|
Образование
|
|
|
Развлечение
|
|
|
Защита
|
|
|
Медицина
|
|
|
(Загадки + пантомима)
Кто в дни болезней Всех полезней И лечит нас От всех болезней? (доктор)
Я профессию свою, Если нужно пропою Или воплощу в балете, В жестах, в гриме, в силуэте. Трагик я и юморист, Все зовут меня...( артист)
Ночью, в полдень, на рассвете Службу я несу в секрете, На тропе, на берегу, Преграждая путь врагу (пограничник)
Учит он читать, писать, Быстро, правильно считать (учитель)
Что человеку надо? Кто рубашку нам сошьет ? (швея)
Отгадайте, кто я?
П—р (показ пантомимы)
С -ь
III этап. “Назови слово”.
Инсценирование стихотворения “Так на так ” А.Л. Барто
Решили два Ивана Меняться без обмана. А что менять не в этом суть, Хоть что-нибудь
Как же называется обмен, который пытались совершить два Ивана? (бартер)
IV этап “ Разгадай кроссворд”
1 .
У горы крутой Стоит великан с железной рукой.
2.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу. Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела: “Пейте чай, вода вскипела!”
З.
Я- вместе брюки и пиджак. А называют меня как?
|
4.
Их валяли да валяли, Чтобы мы их надевали.
5.
Нам его дала корова, Надо пить, чтоб быть здоровым.
6.
Стоит бычище, Проклеваны бочища.
7.
Этот конь не ест овса, Вместо ног- два колеса. Сядь верхом и мчись на нем, Только лучше правь рулем.
|
8.
В снежном поле по дороге Мчится конь мой одноногий И на много-много лет Оставляет синий цвет.
9.
Спозаранку за окошком Стук, звон, и кутерьма. По прямым стальным дорожкам. Ходят красные дома.
|
Ответы:
- Экскаватор.
- Чайник.
- Костюм.
- Валенки.
- Молоко.
- Дом.
- Велосипед.
- Ручка.
- Трамвай.
ИТОГ: Итак, с каким же новым словом мы сегодня познакомились? Прочитайте в выделенном столбце. (Экономика). Что оно обозначает? (Хозяйство). Что нового вы еще сегодня узнали?
На что-нибудь. Игрушечного зайку На гвоздики и гайку, А гвоздики и гайку Потом опять на зайку. Друзья не ищут выгод, Им пошуметь, попрыгать, Кричать:- Меняю кошку На сломанную брошку, А сломанную брошку Потом опять на кошку! Решили два Ивана Меняться без обмана. А что менять - не в этом суть, Хоть что-нибудь На что-нибудь. Так целый день менялись И при своем остались.
Приложение № 2
Игра-обучение «Время – деньги»
Цель: - дать представление об основных экономических понятиях;
-формировать умение оперировать экономическими терминами; научить разбираться в понятиях «доходы», «расходы», «желания», «потребности».
-учить анализировать и делать выводы.
Ход мероприятия
- Организационный момент
(сбор в конференц-зале)
- Просмотр серии «Семейный бюджет» мультсериала «Азбука денег. Уроки тётушки Совы»
- Сообщение цели и правил игры-квеста «Время-деньги»
- Учащиеся получают маршрутные листы и расходятся по станциям.
1.Станция « Потребности»
Так повелось уж с начала века:
Потребностей много у человека.
Вам предстоит о них больше узнать –
Для этого нужно кроссворд разгадать. (выдаётся кроссворд и задания к нему)
- Наиболее распространенное, бесплатное средство удовлетворения биологической потребности. (Воздух.)
- Средство подавления жажды. (Вода.)
- То, в чём старики нуждаются больше, чем молодые. (Здоровье.)
- Что нужно человеку, чтобы у него были друзья, знакомые? (Общение.)
- Что даёт человеку огонь? (Тепло.)
- Что удовлетворяет потребность голодного человека? (Пища.)
- Что приносит человеку солнце? (Свет.)
2.Станция «Рассчётная»
Рассчитайте бюджет семьи Мухи-Цокотухи. Определите, смогут ли родители купить мышатам в этом месяце самокат стоимостью 3 белара.
Доходы семьи за март
|
Расходы за март
|
зарплата (папа) 11 беларов
зарплата (мама) 9 беларов
пенсия (бабушка) 4 белара
пенсия (дедушка) 6 беларов
|
питание – 11 беларов
коммунальные платежи – 5 беларов
сапожки для мамы – 6 беларов
лекарства для дедушки и бабушки – 3 белара
накопления – 3 белара
|
- 3. Станция «Экономическая смекалка»
- Даже детям известно, что три больше, чем два. Но всегда ли три яблока весят больше, чем два? (Не всегда. Если 2 больших яблока весят по 200г каждое, а 3 маленьких – по 100 г каждое, то два яблока весят больше трёх.)
- Две портнихи шьют и продают одинаковые изделия. Одна шьёт изделие три дня, а другая – два. Кто из них получит в конце месяца большую прибыль? (Вторая)
- Медведь купил у пчёл 10 кг мёда за 100 золотых, а на лесном рынке стал продавать мёд по 14 золотых за 1 кг. Какой доход он получит, если продаст весь мёд? (40 золотых)
4.Станция «Королевский указ»
Ведущий. Ребята, в одном королевстве живет король, который никак не поймет, какой ему нужно написать указ. К нему поступило несколько писем с просьбами о помощи. Но он не может понять, от кого они и чем он может помочь. Поможем ему?
Письмо №1. «Я всю жизнь проработала в королевском дворце. Убирала комнаты, гладила одежду. А теперь мои глаза плохо видят, ноги и руки болят, и я не могу работать как прежде, и получать зарплату. Помогите мне». От кого это письмо? (от старушки)
Письмо №2. «У нас большая семья - десять детей. Мне скоро школу, а книги купить не на что, одежду и портфель тоже. Ваше величество, я очень хочу в школу, помогите мне. » (Ребенок из многодетной семьи)
Письмо №3. «Я молод и учусь в королевском университете, хочу выучиться и стать первым министром. Чтобы получить хорошие знания, надо много читать и учить, а работать мне сейчас некогда - значит нет и зарплаты.» (студент)
Письмо №4. «Ваше величество, у меня радость. Совсем недавно родился сын – я так счастлива! Но как жить дальше, ведь теперь за ним нужно ухаживать. Кому я нужна на работе с ребенком?» (Мать с ребенком)
Ведущий. Какую помощь должен оказать король? (Материальную). Как называется эта материальная помощь? (Стипендия, пенсия, пособие)
5.Станция «Что сколько стоит»
Ведущий берет несколько предметов школьных принадлежностей, например: авторучку, пенал, ластик, линейку, карандаш, клей, ножницы, фломастеры и т. д. - поочередно показывает каждому игроку один предмет (например, одному - тетрадь, другому - авторучку) и спрашивает, сколько он стоит. Игрок должен назвать его приблизительную стоимость. Если названная игроком цена сильно отличается от реальной, ответ считается не засчитанным.
6.Станция «Народная мудрость» (нужно дополнить пословицу)
- Копейка рубль …. бережет.
- Не имей сто рублей, а имей ….сто друзей.
- Нелегко деньги нажить, а легко …. прожить.
- Деньги любят …..счет.
- Скупой платит…. дважды.
- Хочешь есть калачи - не сиди на ….печи.
- Семь раз отмерь, один раз ….. отрежь.
7.Станция «Совет мышонка Экономика»
Совет:
с
|
ч
|
и
|
т
|
а
|
й
|
с
|
в
|
о
|
и
|
р
|
а
|
с
|
х
|
о
|
д
|
ы
|
|
|
|
Приложение№ 3
Игра-обучение «Не золотой ключик… или новые приключения Буратино»
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
-научить детей на основе сказочных персонажей правильному отношению, разумному использованию денег;
- расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;
-показать детям, какое большое значение имеет в нашей жизни бережное отношение к вещам, деньгам;
- развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;
- формировать у детей понятия «хочу», «надо»;
- дать детям возможность осознать, что в жизни не все, как в сказке, что наше желание мы можем осуществить с помощью покупки нужных нам предметов и что купить можно многое, но не все;
- воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность.
Оборудование, дидактический материал: бумага для рисования, фломастеры, деньги бумажные и металлические (можно копии), демонстрационный материал (бочонок с мёдом, бочонок с малиновым вареньем, мешок с крупой (2), яблоки, груши), карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.; игровое поле.
Технические средства обучения: ноутбук / компьютер, мультимедиа проектор, экран, колонки. Методика и технология проведения мероприятия.
Используются методические приемы: игровые, наглядные, словесные.
Словарная работа: финансы, деньги, валюта.
Организация работы: в подгруппах, мозговой штурм и индивидуальная продуктивная деятельность.
Ход:
Учитель: Здравствуйте дети! Я рада вас видеть! Сегодня мы с вами отправимся в гости. Закройте глаза и представьте себе прекрасный Театр кукол.
Звучит музыка из к/ф «Золотой ключик или приключения Буратино».
Учитель: Откройте глаза. Перед детьми на экране Театр кукол.
Навстречу спешит злой Карабас-Барабас:
Карабас-Барабас: Хотите посмотреть представление моих кукол? А денежки у вас есть? А как же вы купите билеты?
Учитель: Давай, Карабас-Барабас, произведём бартер.
Карабас-Барабас: Какой такой бартер?
Драматизация
Учитель: Собрались соседи на базаре. Один торговал мёдом, другой малиновым вареньем, третий мукой, четвёртый крупой. Ещё один яблоками, а сосед грушами. (Открыть салфетки с демонстрационным материалом). Жара, покупателей нет, торговля не идёт, цены на товар не сбавляют.
Учитель: 1) Представьте себе: стоят торговцы у одного бочонок с мёдом, а у другого бочонок с малиновым вареньем. Что делать, чтобы скорее продать? Давайте, ребята, поможем им быстрее разобраться с товаром. (Ответы детей).
Правильно, ребята, можно снизить цену; поменяться бочонками - это, дети, называется бартер.
2) А вот эти двое торгуют крупой. Один мешок полный, а другой нет - цену установить не могут. Давайте поможем им разобраться. (Ответы детей). Правильно вы рассудили, полный мешок стоит дороже, т.к. он больше, а этот дешевле, потому что он меньше.
3) А здесь на прилавке у одного яблочки красивые, наливные, крепкие, да ещё и зимний сорт. А у другого груши – загляденье, ароматные, но переспелые, ранний сорт. Что сделать? Как продать? (Ответы детей). Верно, груши могут испортиться, поэтому цену надо снизить, а то вообще за них ничего не получишь. Правильно, яблоки можно продать подороже, они ещё могут сохраниться. Молодцы, дети, помогли торговцам быстрее продать товар, а Карабасу Барабасу объяснили, что такое бартер.
Карабас-Барабас: Продашь подешевле - быстро разойдётся товар, будешь цену держать - товар залежится, испортится, - это называется рынком, рыночными отношениями. На рынке цены можно регулировать.
Учитель: Карабас-Барабас, тебе понравилась игра?
Карабас-Барабас: Да, понравилась.
Учитель: Давай произведём бартер: мы тебе игру, а ты нам билеты в театр кукол.
Происходит бартер и дети проходят в фойе театра. Навстречу к ребятам выходит Мальвина. Мальвина: Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что вы пришли к нам в гости. Теперь вы знаете, что такое «бартер», это значит «обмен товаром». Помогите, пожалуйста, Буратино.
На экране фрагмент сказки (Карабас- Барабас дает Буратино 5 сольдо).
Учитель: Как Буратино распорядился деньгами? Правильно ли он сделал? Что получилось в результате? (Ответ).
Учитель: Ребята, а вы знаете поговорки о бережливости, экономии?
- Скупой платит дважды.
- Делу время - потехе час. 3. Не садись не в свои сани.
- За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. (Ответы детей).
Звучит песенка «Весёлые путешественники».
Учитель: А сейчас мы с вами должны отправиться в прошлое, к первобытным людям. Пристегнули ремни. Полетели. 5, 4, 3, 2, 1. Пуск.
А пока мы летим, закроем глаза и расслабимся. Мы приземлились около пещеры первобытного человека. У первобытных людей был металл или бумага, чтобы изготавливать деньги? А чем они могли расплачиваться? Сначала они меняли товар на товар. Кто менял рыбу на яйца, кто мясо на шкуру. Но это было неудобно. Ведь, если мне нужна шкура - сколько яиц я должна за нее отдать? 5, 10 или 100? Хозяин шкуры хочет больше, а я хочу меньше. Кто прав? Вот так спорили каждый раз. Даже ругались. И пришли к выводу, что нужны деньги.
У одних народов деньгами сначала были животные — у кого больше овец, коров, коз, тот и богаче. Другие стали расплачиваться шкурками зверьков (белок, зайцев, кротов, куниц). Те, кто жили около моря, расплачивались жемчужинами или ракушками. И только в десятом веке появились металлические деньги.
Физкультминутка «Буратино». Дети выполняют движения по тексту. Учитель: на столах у вас лежат деньги. Представьте, что родители вам их дали на карманные расходы. Посчитайте их и скажите, куда бы вы их потратили.
Дети отвечают.
Учитель: Ребята, что значит экономно распорядиться деньгами? Да, дети, многое можно купить, есть вещи, которые необходимы: это пища, жилье, одежда. Их нам необходимо покупать. А нужен ли нам в группе, например, подъемный кран или грузовик? А может, нам нужен столярный станок? Что еще, на ваш взгляд, нам не нужно? А без чего мы в группе не можем обойтись? Всегда ли мы должны покупать что хотим?
Учитель: прежде чем что-то покупать, надо задать себе вопрос: «Нужна ли мне эта вещь?» Для выбора правильного ответа есть один хороший тест: проживи без этой вещи еще неделю, а потом вернись к вопросу о покупке. Если ответ будет «Да!», то ты скорее всего, не пожалеешь о потраченных деньгах.
Игра «Хочу и надо»
Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».
Правила: определить, к какому понятию - «хочу» или «надо», - относится изображенный предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.
Учитель: А можно ли, ребята, купить себе товарища? Почему? Как мы находим себе друга? Кого мы можем считать настоящим другом? Да, ребята, настоящий друг — это тот, кто тебя не обижает, помогает тебе во всем, заботится о тебе, т. е. любит тебя. Назовите ваших друзей. (Ответы детей) Буратино: Внимание, внимание! Представление начинается, уважаемые зрители, пройдите в зал. Билеты в театр можно приобрести в кассе. А
Тех, кто уже приобрел билеты, я буду впускать в том случае, если вы отгадаете загадки:
- Маленькая, кругленькая
Из кармана в карман скачет. (Монета).
- Как не берегутся, а растрясутся. (Деньги).
- На товаре быть должна обязательно ... (цена).
- За сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьёт ... (кассир).
- Мебель, хлеб и огурцы продают нам ... (продавцы).
Учитель: Давайте, дети, поможем Буратино и попробуем сформулировать правила обращения с деньгами, чтобы он никогда и не подумал отнести их в страну Дураков.
- Экономно распоряжаться деньгами.
- Потраченные средства уже не вернешь.
- Деньги можно накопить или потратить. Накопление должно быть привычкой. Простейшее и интереснейшее занятие – завести копилку и откладывать туда деньги «на потом». Можно вместе с родителями своими руками изготовить копилки.
- Бережно относиться к деньгам.
Буратино: Спасибо, ребята! Я понял, что такое деньги и как нужно с ними обращаться. Теперь лиса Алиса и кот Базилио не обманут меня, и я смогу купить своему любимому папе Карло куртку. Карабас-Барабас: А я вас приглашаю на все свои представления в театр кукол. Приходите, буду ждать.
Мальвина: Спасибо, друзья, до новых встреч!
Учитель: Молодцы, ребята! Я надеюсь, сегодняшняя встреча со сказочными героями была для вас не только интересной, но и поучительной. А сейчас я приглашаю вас посмотреть мультфильм «Золотой ключик или приключения Буратино».
Нормативно-правовое обеспечение
Кодекс Республики Беларусь об образовании Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь от 13.01.2011 № 243-З (ред. от 01.07.2017).
Указ Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 № 542 «О санаторно- курортном лечении и оздоровлении населения» (ред. от 01.07.2016).
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.06.2004 № 662 «О некоторых вопросах организации оздоровления детей» (ред. от 08.04.2018).
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2006 № 1478 «Об утверждении Концепции санаторно-курортного лечения и оздоровления населения Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (ред. от
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.04.2013 № 317 «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования» (ред. от 01.12.Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров» (ред. от 01.07.2017).
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19.07.2011 № 89 «Об утверждении Положения о воспитательно- оздоровительном учреждении образования» (ред. от 07.08.2013).
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 17.07.2007 № 35а «Об утверждении Инструкции об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях».
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2012 № 50 «Об утверждении Положения о педагогическом совете образовательно-оздоровительного центра, оздоровительного лагеря».
Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20.03.2008 № 53 «Об утверждении перечня медицинских противопоказаний к оздоровлению».
Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 26.12.2012 № 205 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования к оздоровительным организациям для детей» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь» (ред. от 17.12.2014).
Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13.10.2010 № 134 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную».
Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 26.05.2011 № 9 «Об утверждении Положения о спортивно-оздоровительном лагере».
Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 10.07.2007 № 17 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения инструктажа о соблюдении правил личной безопасности туриста, экскурсанта» (ред. от 31.01.2011).
Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.06.2013 № 67 «Об установлении списка работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет».
Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12.04.2018 № 354 «О некоторых вопросах организации медицинского обеспечения летнего оздоровления детей в 2018 году».
Письмо Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12.04.2018 № 3-3-15/4739 «По обеспечению летних оздоровительных лагерей лекарственными средствами и медицинскими изделиями».
Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 26.03.2018 № 18-о «Об организации летнего оздоровления детей в 2018 году»;
Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 21.03.2018 №14-о «Об утверждении плановых объемов оздоровления детей в оздоровительных (спортивно-оздоровительных) лагерях на 2018 год».
Программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.
Концепция детского отдыха и оздоровления.
Литература
Организация летне-оздоровительного отдыха/ сост. Т.Е. Заводова. – Мн.: Красико-Принт, 2006. – 176 с. – (Педагогическая мастерская).
Ура, каникулы! Библиотека вожатого.- М.: ТЦ Сфера, 2002.- 128с.
Шестой школьный день- день игры, познания, труда, общения: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений / М.А. Бесова, Т.А. Старовойтова.- Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2009.- 162 , (2) с.: ил.
Современные формы воспитательной работы в начальной школе: методические разработки / Т.М. Мавлютова, Т.М. Дименкова( и др.); под. общ. ред. Е.Ф. Сивашиной.-Мозырь : Содействие , 2012. – 240 с.
Летний лагерь. Организация, работа вожатого, сценарии мероприятий / Л.Е. Артамонова. – Москва.: ВАКО, 2006. – 288 с.
Организация летнего детского отдыха: копилка материалов в помощь воспитателям и вожатым оздоровительных лагерей / (авт.-сост. Г.Л. Шереш).-2-е изд.- Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2005.- 224с.
Мозаика лета / Л. И. Виноградова. - (Творческое лето) // Дети, техника, творчество. - 2011. - N 3 (67). - С. 46-48.
Психология формирования здорового образа жизни школьников: пособие для педагогов-психологов, педагогов соц. учреждений общ.сред, образования / Е. И. Луговцова. — Минск: Нац. ин-т образования, 2012. — 192 с.
Летний лагерь: день за днем. День приятных сюрпризов / Н.А. Шаульская. - Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008. – 224 с.
Летний детский лагерь - уникальное пространство оздоровления и воспитания ребенка / Л. В. Алиева. - (Творческое лето) // Дети, техника, творчество. - 2011. - N 3 (67). - С. 44-45.
Школа светофорных знаний: Пособие для учащихся начальных классов учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования / В.И. Ковалько. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2005.- 122с.
Планирование работы в летнем оздоровительном лагере: пособие для руководителей, их заместителей, педа- гогов учреждений общего среднего образования / [сост.: А. М. Городович, Т. В. Куратник]. — Мозырь: Белый Ветер, 2014. — 138, [2] с. — (Серия «Управление в образовании»).
30+ методических разработок праздников и памятных дат. Начальная школа : в 2 ч. Ч. 1 : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / Т. М. Прудко. — Мозырь: Белый Ветер, 2013. — 119, [1] с.
Мои первые прикосновения к Родине: разработки мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся 1—4 классов: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / Т. М. Прудко. — Мозырь : Белый Ветер, 2014. — 117, [3] с.
Хрустальный колокольчик: сборник песен для детей дошкольного и младшего школьного возраста: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования и педагогов учреждений общего среднего образования / Е. Е. Асеева. — Мозырь: Белый Ветер, 2012. — 51, [1] с.
свернуть