Методические рекомендации

Практикум "Сбережение денег: возможности и способы"

19.06.2024
развернуть

Основные правила сбережения

Наличие финансовой «подушки безопасности» — необходимость для любого человека, чувствующего ответственность за себя и своих близких.

Правило 1. Расходы не должны превышать доходы.

Именно избыточные траты убивают любой бюджет.

Правило 2. Старайтесь избегать долгов.

Кредитами и займами следует пользоваться разумно. Как важно уметь правильно соизмерять свои желания и возможности.

Правило 3. Учет и контроль.

Ведите постоянный учет своих доходов и расходов, раз в месяц подводя баланс. Вы сами удивитесь, увидев, сколько денег зачастую утекает сквозь пальцы на ненужные импульсные покупки. Внимательное ведение домашней бухгалтерии поможет вам сократить расходы, тогда вы сможете откладывать заметно больше, приобретая не только запас денег, но и уверенность в собственной финансовой безопасности.

Правило 4. Сберегайте.

Какую сумму вы можете откладывать каждый месяц, не особенно сокращая необходимые расходы? Обычно это 8-10% ежемесячного дохода. Уже за год ваши сбережения составят сумму, примерно равную вашему ежемесячному доходу или даже больше, если эти деньги вы держите в банке. Оптимально — открыть отдельный счет с возможностью пополнения, специально для таких накоплений.

Правило 5. Деньги должны приносить деньги.

Не храните дома серьезные суммы в течение долгого времени. Деньги должны работать на вас и приносить вам новые деньги в виде банковских процентов.

Правило 6. Не уменьшайте размер суммы сбережений.

В деле сбережения денег очень важное место занимает воля. Строгая финансовая дисциплина и сила воли способствуют разумному расходованию средств.

Правило 7. Делайте сбережения регулярно.

Выработав в себе полезную привычку откладывать деньги, человек обеспечивает себе финансовую стабильность и уверенность в завтрашнем дне.

Правило 8. Старайтесь не тратить сбережения на текущие расходы.

Исключение могут составлять лишь самые экстренные случаи — болезнь, потеря работы и др.

Правило 9. Ставьте правильные цели. И Вы их достигните.

Правильные цели стимулируют нас двигаться вперед. При наличии цели и мечты намного легче откладывать деньги, экономить, вести строгий учет расходов.

свернуть

"Способы сбережения денег"

19.06.2024
На консультации были рассмотрены вопросы: 1. для чего необходимо сберегать деньги 2. где можно сберегать деньги с выгодой для себя 3. сколько нужно сберегать 4. сбережения на непредвиденный случай
развернуть

«Способы сбережения денег»

Сбережения — это резерв, который откладывается или накапливается для будущего использования или для обеспечения финансовой безопасности. Сбережения могут быть использованы в случае неожиданных расходов, финансовых затруднений или для достижения определенных целей в будущем. Наиболее частая форма сбережений — наличные деньги, но они могут быть представлены и в виде депозитов в банке, инвестиций в ценные бумаги, недвижимости или других активов.

Виды сбережений

Сбережения могут быть как личными, так и коллективными. Личные сбережения:

- Личный сберегательный счет.

- Депозит (позволяет откладывать средства на определенный срок и получать проценты за их хранение). Коллективные сбережения:

- Семейный счет может быть удобным способом объединить усилия и накопить большую сумму денег.

- Сберегательный кооператив — учреждение, которое объединяет граждан с общей целью накопления средств. Члены кооператива имеют возможность регулярно вносить деньги и могут получать доступ к сбережениям по определенным правилам и условиям.

- Пенсионные фонды: коллективные пенсионные планы, предлагаемые работодателями или профессиональными ассоциациями, позволяют работникам вносить свои сбережения на пенсию вместе с работодателем. Это помогает создать больший фонд для будущей пенсии.

Основные формы сбережений

  1. Наличные деньги. Легко доступны, могут использоваться для покрытия малых расходов или в случае экстренной ситуации.
  2. Сберегательные счета. Банковские сберегательные счета предлагают ликвидность и безопасность средств, их можно использовать и для краткосрочного, и для долгосрочного накопления средств.
  3. Депозиты. Форма сбережений, при которой сумма денег вносится на определенный срок под определенный процент. Депозит обычно предлагает более высокую процентную ставку, чем сберегательный счет, так что для долгосрочного накопления этот способ является более выгодным.
  4. Инвестиции. Деньги вкладываются в различные финансовые инструменты (акции, облигации, фонды или недвижимость) с целью получения прибыли в будущем. Инвестиции могут быть рискованными, но при этом предлагают потенциально более высокую доходность.
  5. Пенсионные сбережения. Средства инвестируются в специальные пенсионные счета или фонды, которые позволяют накопить достаточное количество средств после выхода гражданина на пенсию.

Способы накопления сбережений

  1. Регулярно откладывать определенную сумму. Один из наиболее эффективных способов формирования сбережений — это регулярное откладывание определенной суммы денег с постоянной периодичностью, например раз в месяц, после получения заработной платы. Можно установить автоматический перевод средств на отдельный счет.
  2. Планировать бюджет. Создание и планирование бюджета ежемесячно позволяет контролировать расходы.
  3. Сократить расходы. Один из гарантированных способов «освободить» небольшую сумму для накопления средств — тратить меньше.
  4. Повысить доходы. Еще один способ — поиск дополнительного заработка, который будет уходить в «запас». Даже небольшие случайные заработки могут помочь создать существенные резервные накопления.
  5. Инвестиции. Умные инвестиции в акции, облигации, недвижимость или другие финансовые инструменты могут помочь существенно увеличить сбережения, однако следует помнить о рисках.
  6. Диверсификация. Не стоит полагаться только на один источник сбережений: чем разнообразнее активы, тем больше это поможет защититься от рисков.

Существует несколько эффективных способов учета сбережений

Один из наиболее популярных способов отслеживания сбережений — ведение бюджета.

Основные плюсы ведения бюджета

- Приоритизация сбережений. Установление конкретной цели и включение ее в бюджет помогает сделать накопление запаса обязательным пунктом расходов.

- Идентификация излишков. Планирование позволяет выявить излишки денежных средств и случайные траты, которые можно перенаправить на сбережения.

- Управление долгами. Обязательные платежи включаются в план, что позволяет освободить больше средств для сбережений уже после выполнения финансовых обязательств.

 

свернуть

Практикум "Сколько труда стоят наши мечты"

19.06.2024
В ходе практикума ребята задумались о своей мечте и сколько стараний надо приложить, чтоб добиться ее. Проделав необходимые вычисления, ребята пришли к выводу, что их мечту можно воплотить только особо тяжким трудом.
развернуть

Практикум «Сколько труда стоят наши мечты»

Проще всего для школьника получить желаемую вещь — попросить родителей купить ее. Но этот способ работает не всегда: родители могут и отказать. Можно попробовать купить самому. Обычно у подростков есть карманные деньги, часть из которых уходит на обеды или дорогу, а часть незаметно расходится на мороженое, кино, чипсы, газировку. Как взять расходы под контроль и накопить на мечту? Нужно составить личный финансовый план.

У меня есть мечта. С чего начать?

Для начала нужно поставить цель. Она должна быть реалистичной и иметь конкретную цену.

 

Например, 13-летний Матвей мечтает о модном гироскутере за 19 000 рублей. Просить скутер у родителей он не стал принципиально — покупка не из дешевых, а мама с папой в прошлом году подарили ему горный велосипед. Матвей решил купить скутер сам, откладывая часть карманных денег, которые ему выдают родители.

 

Советы, которые помогут сэкономить деньги:

Можно пойти с друзьями в кино, хотя фильм не очень интересный. А можно не тратить деньги на то, что не принесет ни пользы, ни удовольствия.

Можно покупать сладости, чипсы и газировку на карманные деньги. А можно посчитать, сколько денег уходит на подобные покупки в месяц, и ужаснуться.

Можно всегда передвигаться на общественном транспорте. А можно иногда прогуляться и сэкономить, если до цели 1–2 остановки.

Можно покупать сразу то, что понравилось. А можно взять пару дней на размышления, так ли нужна эта вещь.

Можно держать деньги на виду или при себе. А можно хранить в копилке или даже открыть вклад в банке.

Как учитывать доходы и расходы?

Матвей пришел к выводу: из 3000 рублей, которые он получает на карманные расходы ежемесячно, реально откладывать 1000. А на день рождения в апреле бабушка с дедушкой обычно дарят ему деньги с посылом «купи, что хочешь» — примерно 5000 рублей. Эта сумма тоже пойдет в копилку.

 

Рассчитайте, сколько вам надо тратить в день, и не выходите за пределы этой суммы. Например, Матвею необходимо 66 рублей в день, то есть 2000 рублей в месяц.

 

Матвей составил таблицу. Получился как раз ЛФП — личный финансовый план, учет доходов и расходов, который поможет достичь финансовой цели. В случае Матвея это гироскутер, который он мечтает купить к следующему лету. Что получается?

 

Месяц        Доходы               Расходы     Накопления

карманные деньги       подарки              

Сент 3 000          2 000 1 000

Окт   3 000          2 000 1 000

Ноя   3 000          2 000 1 000

Дек   3 000          2 000 1 000

Янв   3 000          2 000 1 000

Фев   3 000          2 000 1 000

Мар  3 000          2 000 1 000

Апр   3 000 5 000 2 000 6 000

Май  3 000          2 000 1 000

Итого:        27 000        5 000 18 000        14 000

Получается, что Матвею не хватает 5000 рублей. Где-то нужно их добыть.

 

Что делать, если денег не хватает?

Если экономией не обойтись, то можно:

 

Увеличить срок накоплений;

Поискать аналогичную вещь дешевле (не всегда получается).

Покупать более дешевую модель Матвей не захотел, поэтому решил копить дальше. Но родители, с которыми он поделился своим планом, предложили ему третий вариант: он помогает им на ярмарке фермерских продуктов, которая бывает раз в месяц в выходные. За каждые ярмарочные выходные он получает 1000 рублей. Он и раньше иногда помогал родителям, но это было скорее развлечение. А теперь он будет участвовать в ярмарке вместе с ними: выкладывать товар, стоять за прилавком, получать зарплату.

 

Остался вопрос: как копить? Вместо традиционной копилки Матвей выбрал современный способ: мама открыла пополняемый вклад в банке сроком на 9 месяцев под 3,3% в год, то есть забрать оттуда деньги можно только через 9 месяцев (вместе с процентами, которые набегут за это время). Все накопленные деньги Матвея ежемесячно стали отправляться в банк. К июню на счете появились дополнительные 275 рублей — процент.

 

В окончательном виде его ЛФП выглядел так:

 

Месяц        Доходы                                   Расходы     Накопления

карманные деньги       подарки     ярмарка     проценты по вкладу             

Сент 3 000          1 000          2 000 2 000

Окт   3 000                              2 000 1 000

Ноя   3 000          1 000          2 000 2 000

Дек   3 000 3 000 1 000          2 000 5 000

Янв   3 000          1 000          2 000 2 000

Фев   3 000          1 000          3 000 1 000

Мар  3 000          1 000          2 000 2 000

Апр   3 000 5 000 1 000          2 000 7 000

Май  3 000          1 000          2 000 2 000

Итого:        27 000        8 000 8 000 275    19 000        24 275

На Новый год тетя с дядей прислали ему в подарок 3000 рублей, в октябре ярмарку отменили, а в феврале у лучшего друга Матвея был день рождения — он потратил 1000 рублей на подарок. Цифры изменились, и это нормально, ведь личный финансовый план — «живой» документ. В зависимости от обстоятельств меняться могут статьи и доходов, и расходов, и даже финансовые цели.

 

Цель достигнута, что дальше?

У Матвея финансовые цели не изменились — в конце мая он купил заветный гироскутер. Причем купил его сам, на свои деньги. И у него остались еще накопления. Пустить их на сладости, на которых он в последнее время экономил, или сохранить? Матвей решил не тратить все разом, а оставить часть денег про запас.

 

«Про запас» еще называют финансовой «подушкой безопасности». Вдруг родители не смогут какое-то время давать карманные деньги? Или не будет подработки? При этом деньги нужны, чтобы как минимум обедать в школе, иногда тратиться на транспорт. Вот тогда и пригодится финансовая «подушка безопасности» — резервный фонд, который поможет пережить кризисные времена.

 

Как приумножить свои деньги?

Деньги можно не только накапливать, но и приумножать, инвестировать (то есть вкладывать во что-то). Главное — быть осмотрительным и осторожным, чтобы не угодить в ловушку к мошенникам. Если обещают сразу и много (вклады под 500%, мгновенную прибыль, возможность сорвать куш) — это обман. Финансовые пирамиды, азартные игры, казино, игровые автоматы — держитесь от всего этого подальше, если хотите сохранить деньги.

 

Детям доступно не так много способов приумножения денег. Самый простой — банковский вклад, который открыла мама Матвея (до 14 лет ребенок не может сам открыть вклад). Скоро Матвею исполнится 14 лет, он получит паспорт и будет вправе открыть депозит на свое имя.

 

Вклад в банке — это отлично и разумно. Но есть еще один важный вид инвестиций — в человеческий капитал, то есть в себя самого.

 

Как это — вкладывать деньги в себя?

Вклад в человеческий капитал, то есть в себя, — это:

 

расходы на здоровье (здоровое питание, занятия в спортзале);

расходы на образование (школа, курсы, обучающие программы).

Кем вы хотите стать? Какие свои таланты и способности хотите развить? Начинайте инвестировать в себя как можно раньше — родители наверняка поддержат ваши начинания. Вы хотите изучать иностранный язык, научиться водить машину или рисовать мультики, пойти на курсы видеоблогеров или программистов, записаться в театральную школу? Необязательно все эти занятия платные, но зачастую за то, что действительно принесет пользу, приходится платить. Возможно, вы не сразу найдете свое призвание, но затраты на образование — не пустые траты, а вложения в себя, в свой опыт, кругозор, навыки и способности.

 

Матвей убедился, что может успешно достичь поставленной финансовой цели. Он хочет стать программистом, поступить в будущем в вуз. А пока присматривается к школе программирования для подростков и к интенсивным курсам английского языка. Обучение и там и там платное, но родители готовы вкладываться в образование, потому что это инвестиции в человеческий капитал — вложения в себя, которые обязательно окупятся.

 

 

свернуть

Деловая игра "Потрать деньги с пользой"

19.06.2024
Деловая игра была проведена с 6 классами, где ребята рассмотрели источники дохода денежных средств
развернуть

Деловая игра: «Потрать деньги с пользой»

Цель: формирование первичных навыков ответственного и безопасного поведения в сфере личных  финансов через игровую деятельность.

Задачи: 

-сформировать у обучающихся  начальные навыки ответственного  поведения в сфере личных  финансов;

-подвести к выводу о разумном расходовании карманных денег, личных финансов;

-рассмотреть основные способы рационального расходования личных денежных средств;

-при помощи игровых ситуаций закрепить полученные знания.

 

Ход игры

Обучающимся представляют  три картинки: «Родители – Карман - Деньги». Им предлагается подумать и ответить на следующие вопросы:

 - О чем сегодня пойдет речь?       

 - О деньгах на карманные расходы.

- Узнать, что такое карманные деньги?

- На что их можно потратить?

- Узнать, как правильно  тратить карманные деньги?

 

Тема нашей игры «Карманные деньги»

 

- Так  что же такое «карманные деньги»? Давайте найдем определение этого термина в словаре. 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Карманные расходы — текущие, ежедневные расходы лица (сумма на покрытие которых всегда должна быть в кармане). Денежные средства, необходимые для карманных расходов, называют карманными деньгами. Как правило, родители дают своим детям карманные деньги для обучения основам финансовой грамотности. Бюджетные расходы, например, на дорогу, питание и тому подобное, карманными не являются. 

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Карманные деньги – деньги, даваемые родителями на мелкие расходы (покупка письменных принадлежностей, сладостей, газет, игр, посещение кино, музея). Дети, расходуя предоставленные бюджетом семьи деньги, учатся чувствовать «приход» и «расход», «жить по средствам», планировать покупки. 

- Итак, карманные деньги - это небольшая сумма денег, которую вам дают родители, вы носите их чаще всего  в кармане и можете потратить на какие – то мелочи. Папа и мама обеспечивают вас всем необходимым, покупают вам всё, что вы у них попросите,  и при этом дают вам ещё деньги на карманные расходы, зная, что вы их потратите на сладости, чипсы, сухарики.  Они об этом знают и всё же дают вам деньги. А зачем они это делают? (порадовать нас)

- Родители вам выделяют карманные деньги, чтобы вы как можно раньше  научиться обращаться с деньгами. Могли рассчитывать собственный бюджет, то есть свои доходы и расходы, научились с умом тратить деньги, самостоятельно совершать покупки.

(Дети  делятся на команды)

Сейчас каждой команде  выдается равное количество фишек – это ваши карманные деньги,  в конце игры мы подведём итоги, какая команда смогла разумно распорядиться ими. По окончанию занятия в обменном пункте вы сможете обменять фишки на призы. 

Станция – «Бюджетная»

- А что такое бюджет? (Совокупность доходов и расходов за определённый промежуток времени: неделя, месяц, год).

- В переводе с английского бюджет – это денежная сумка.

 «бюджет» (от старонормандского bougette – «кошелёк», «сумка», «мешок с деньгами») – смета доходов и расходов определённого субъекта (семьи, бизнеса, организации, государства и т.д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год.

Выполни следующее задание: поставьте  значки между обозначениями расходов (Р) и доходов (Д).

Бюджет составлен правильно, если Р .......... Д или Р .......... Д.

 Бюджет составлен неправильно, если Р .......... Д.

«Дополни предложение»

- А какой бывает бюджет?

- Если доходы равны расходам, как такой бюджет называется? (Сбалансированный)

- Если расходы превышают доходы, то это ….. дефицит бюджета.

- А если доходы больше расходов, то это ……. излишек бюджета.

- Можно составить бюджет ……. Государства, города, предприятия, семьи, личный.

К какому бюджету можно отнести карманныемденьги?

Почему? (сумма, которая появляется у человека лично на личные нужды)

Карманные деньги являются составляющей личного бюджета

За каждую правильно определенную позицию – 1 фишка. 

Станция «Доходная - Расходная» 

- Откуда у вас ещё могут появиться деньги? (подарок на День рождения, сдача с покупки).

- А ещё деньги можно заработать. Например, летом можно в лесу собирать ягоды вместе с родителями. Потом эти ягоды можно продать.

Бюджет школьника – это его личные доходы и расходы.

Определите возможные статьи дохода и расхода.

 

Доходы

Расходы

обязательные

нужные

желательные

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники дохода: деньги от родителей бабушек и дедушек на карманные расходы, деньги, подаренные на день рождения и другие праздники,  заработок (выгул собак, складирование дров), экономия карманных денег.

Расходы: покупка школьных принадлежностей, поездки, подарки для родных, друзей, компьютерные игры, книга,  вкусняшки, экскурсия, билет в кино.

За каждую правильно определенную позицию – 1 фишка.

- Старайтесь не забывать, деньги надо зарабатывать честным трудом, а еще их надо уметь экономить.

Станция «Задачкино» «Покупай не то, что нужно, а то, что необходимо». 

Рационально ли вы расходуете свои карманные деньги? Вот сейчас и посмотрим. Я предлагаю вам решить практическую задачу.

Карточка с заданием

Перед началом учебного года вы с мамой оказались на школьном базаре. Мама дала вам 200 монет и попросила: «Потрать эти деньги на самое необходимое для школы». Укажи те предметы, которые ты считаешь необходимыми купить к началу учебного года.

Дневник в картонной обложке – 40 монет

Дневник – 25 монет

Тетрадь – 5 монет

Тетрадь в красочной обложке - 15 монет

Карандаш простой – 5 монет

Карандаш с ластиком 10 монет

Ластик простой – 5 монет

Ластик фигурный - 10 монет

Набор гелевых ручек – 70 монет

Набор гелевых ручек с блёстками – 100 монет

Как вы думаете, рационально ли вы распорядились деньгами? Всем ли хватило денег на самое необходимое для школы? Что вы купили? Сколько монет истратили?

За каждую правильно определенную позицию – 1 фишка. 

Станция «Собери пословицу»

Издавна в нашей стране было особое отношение к деньгам. Их берегли, тратили, дарили, копили, отдавали в долг. Спустя столетия отношение к ним не изменилось.

Свою мудрость в денежном вопросе народ выразил в пословицах и поговорках. Некоторые у нас на слуху, а некоторые мы встречаем  очень редко.

1.Не имей сто рублей,

 

А) любят счет

2.Копейка

Б) рубля не стоит

3.Деньги

В) рубль бережёт

4.Деньги не в деньгах,

Г) ума не купишь

5.Кто не бережёт копейку,

Д) кто деньги бережёт

6. Оплатить

Е) а в делах

7.На деньги

Ж) а имей сто друзей

8.Тот без нужды живёт,

З) той же монетой

 

Ответ: _____________________________

За каждую правильно собранную пословицу – 1 фишка.

 

Станция «Памятка»

Давайте составим  Памятку, которая будет помогать  нам  экономно расходовать карманные деньги.

За каждое правильное  правило – 1 фишка.

 

Памятка

Соизмеряйте свои «хочу» и «могу».

Сначала подумать, потом купить.

Экономить, не покупать ненужное.

Завести  копилку и вносить в нее сдачу от покупок.

Зарабатывай честно.

Старайся не влезать в долги.

 

- Молодцы! Команды правильно выполнили это задание. Будьте финансово-грамотными, а значит финансово-независимыми и уверенными в завтрашнем дне!

Каждая команда набрала какое – то количество фишек  и сейчас мы их будем тратить.

Станция «Обменный пункт»

Команды меняют свои фишки  на предложенные сувениры. 

- Карманные деньги – это не награда  за хорошие оценки и хорошее поведение, не плата за помощь по дому. Вы должны знать, что вашим родителям деньги достаются кропотливым трудом. И если родители не дают вам денег на карманные расходы, или дают, но не  столько, сколько бы вам хотелось, то ведь от этого вы их любить меньше не будете. Лучше будет, если вы вместе с родителями обсудите, сколько карманных денег вам надо.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Станция – «Бюджетная»

Бюджет составлен правильно, если Р .......... Д или Р .......... Д.

Бюджет составлен неправильно, если Р .......... Д.

 

 

Станция «Доходная - Расходная»

Определите возможные статьи дохода и расхода

Доходы

Расходы

обязательные

нужные

желательные

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники дохода: деньги от родителей бабушек и дедушек на карманные расходы, деньги, подаренные на день рождения и другие праздники,  заработок (выгул собак, складирование дров), экономия карманных денег.

Расходы: покупка школьных принадлежностей, поездки, подарки для родных, друзей, компьютерные игры, книга,  вкусняшки, экскурсия, билет в кино.

 

Станция «Задачкино»

Карточка с заданием

Карточка с заданием

Перед началом учебного года вы с мамой оказались на школьном базаре. Мама дала вам 200 монет и попросила: «Потрать эти деньги на самое необходимое для школы». Укажи те предметы, которые ты считаешь необходимыми купить к началу учебного года.

Дневник в картонной обложке – 40 монет

Дневник – 25 монет

Тетрадь – 5 монет

Тетрадь в красочной обложке - 15 монет

Карандаш простой – 5 монет

Карандаш с ластиком 10 монет

Ластик простой – 5 монет

Ластик фигурный - 10 монет

Набор гелевых ручек – 70 монет

Набор гелевых ручек с блёстками – 100 монет

 

 

 

Станция «Собери пословицу»

«Собери пословицу»

 

1.Не имей сто рублей,

 

А) любят счет

2.Копейка

Б) рубля не стоит

3.Деньги

В) рубль бережёт

4.Деньги не в деньгах,

Г) ума не купишь

5.Кто не бережёт копейку,

Д) кто деньги бережёт

6. Оплатить

Е) а в делах

7.На деньги

Ж) а имей сто друзей

8.Тот без нужды живёт,

З) той же монетой

 

  •  
  •  

 

свернуть

Практикум "Умный ремонт"

19.06.2024
Практикум "Умный ремонт проведен с учащимися 10 "А" класса. Было предложено составить смету по всем стойматериалам, необходимым для ремонта комнаты,в которой они проживают. При необходимости можно было взять консультацию у родителей. Юноши очень хорошо осведомлены в данной области, т.к. помогали родителям делать ремонт без помощи стоителей.
развернуть

Урок-практикум «Умный ремонт»

 

                     Тема урока: «Решение практических задач»

                     Цель урока: Организовать работу учащихся  по закреплению знаний и умений   решать практические задачи, используемые в повседневной жизни.

                     Задачи урока:

  1. способствовать стремлению к активному участию в общении;
  2. прививать учащимся навыки организации самостоятельной работы;
  3. развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, определять взаимосвязь и логическую последовательность мыслей;
  4. развивать умения работать в команде.

       Тип урока: Урок - практикум.

                  Формы работы учащихся: работа в группах, работа в парах, фронтальная работа,    индивидуальная  работа.

Эпиграф урока: «Скажи мне –   и я забуду,

                              Покажи мне  - и я запомню,

                              Дай мне сделать – и я научусь!»

                                                                (Конфуций)

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.

При помощи математического аппарата мы можем моделировать практическую деятельность в реальной жизни. Вот и сегодня на уроке  нам надо решить конкретную практическую задачу: посчитать, во сколько рублей обойдётся ремонт одной комнаты.

Итак: наш класс это небольшое агентство, в которое обратилась молодая семья. Они хотят сделать ремонт в своей комнате.

Размеры комнаты: 6,3х4,2х2,7;   в комнате есть окно 1,5х2, дверь 0,9х2 (слайд)

Они хотят сделать натяжные потолки, поменять обои и покрытие пола.

Я, как руководитель агентства, всех своих сотрудников разделила на 3 группы, которые будут работать с отдельными фирмами, оказывающими эти услуги.

1 группа работает с фирмой «Декор»

2 группа работает с фирмой «Мир обоев»

3 группа работает с фирмой «Крокус»

  1. Работа в группах: (Слайды)

Фирма «Декор»

Вид

 

Стоимость материала

 

Стоимость работы

 

Итог

 

Белые матовые

 

330 руб. за 1 кв. м

 

120 руб. за 1 кв. м

 

 

Белые глянцевые

 

480 руб. за 1 кв. м

 

120 руб. за 1 кв. м

 

 

Цветные глянцевые

 

520 руб. за 1 кв. м

 

120 руб. за 1 кв. м

 

 

 

Плинтус: рейки по 2 м

Стоимость 1 рейки 40 руб.

Стоимость работы: 70 руб. 1 погонный метр

Крепление светильника: 1000 руб.

Фирма «Мир обоев»

Вид

 

 Стоимость  работы

 

Стоимость работы

 

Итог

 

 

Флизелиновые обои

 

 1700 руб. за рулон

1м х 10м

 

 

110 руб. за 1 кв. м

 

 

Виниловые обои

 

750 руб. за рулон

1м х 10м

 

 

110 руб. за 1 кв. м

 

 

 

Дополнительно: Обойный клей: 1 пачка на 4 рулона обоев.

Стоимость: 125 руб.  пачка

 

Фирма «Крокус»

Вид

 

 Стоимость материала

Стоимость работы

 

Итог

 

 

Линолеум

Ширина 4,5м

 

 560 руб. за 1 кв. м

 

130 руб. за 1 кв. м

 

 

Паркетная доска

2м х 0,2 м

 

1 доска  360 руб

500 руб. за 1 кв. м

 

 

 

Плинтус: рейки по 2,5 м

Стоимость 1 рейки 90 руб.

Стоимость работы: 50 руб. 1 погонный метр

В каждой группе учащиеся снова разделились парами, и каждая пара выполняла свою операцию. Затем все вычисления сводились в одну таблицу.

  1. Фронтальная работа

После того, как каждая группа выполнила свою работу, мы снова собираемся в агентстве, где один представитель от группы выступает с отчётом о проделанной работе. И мы все вместе составляем бизнес-план. (на доске)

Бизнес-план на ремонт комнаты

 

Сумма

Дешёвый вариант

 

Сумма

Дорогой вариант

 

Натяжные потолки

 

14817 руб.

 

19844,4 руб.

 

Обои

 

10459 руб.

 

16159 руб.

 

Пол

21175,8 руб.

 

39210 руб.

 

 

46451,8 руб. ≈ 46000 руб.

 

75213,4 руб. ≈75000 руб.

 

 

Молодая семья попросила нас ещё рассчитать, во сколько им обойдётся кредит. Проанализировав процентные ставки разных банков, мы остановились на Сбербанке с 18 % годовых. Семья рассчитывает  расплатиться за один год.

  1. Индивидуальная работа у доски.

Давайте посчитаем: какую сумму им придётся выплатить и чему будет равен ежемесячный платёж? (слайд )

Банк

 

% ставка

 

Сумма кредита

Сумма, которая будет выплачена банку

 

Ежемесячный платёж

 

Сбербанк

 

18% годовых

 

46000 руб.

54280 руб.

4523,3(4524) руб.

Сбербанк

 

18% годовых

 

75000 руб.

88500 руб.

7375 руб.

 

  1. Домашнее задание:

В трех фирмах по установке окон одно и то же окно устанавливается в кредит на разных условиях. Условия даны в таблице:

Фирма

Цена окна

с установкой

Первоначальный взнос (в процентах от цены)

Срок кредита (мес.)

Сумма ежемесячного платежа

Стоимость установки окна (с учетом переплаты)

Экоокна

22400руб.(за 3 м2)

15

12

1830

25320 руб

Окна 21 века

15000 руб.(за 2 м2)

20

12

1780

25860 руб

Окна Комфорта

8300 руб.(за 1 м2)

15

6

3580

25215 руб

 

Определите, в какой из фирм установка обойдется дешевле всего (с учетом переплаты)

 

  1. Итог урока:

Справились ли мы с поставленной задачей?

С точки зрения математики: какие свойства , правила, формулы мы использовали, чтобы справиться с поставленной задачей?

Какой вывод нужно сделать? Нужна нам математика в реальной жизни для решения практических задач?

 

свернуть

Проверь свою финансовую грамотность

19.06.2024
Для ребят 5 классов была проведена деловая игра на тему "Проверь свою финансовую грамотность".Для каждого вопроса были приведены примеры. Ребята приводили примеры из опыта своих семей.Фомулу бюджета выводили вместе с классным коллективом
развернуть

«По ступенькам финансовой грамотности»

Цель мероприятия: способствовать развитию финансовой грамотности  у  учащихся.

Задачи мероприятия:

- развивать кругозор учащихся;

-  развивать умения анализировать, обобщать;

- выполнять задания, связанные с финансовой  деятельностью;

-  воспитывать бережливость;

-  прививать правильное отношение к деньгам.

Организационная форма мероприятия: игра по станциям.

Ход мероприятия

1.Вступительное слово учителя:

Сегодня мы проведём мероприятие, посвященное  финансовой грамотности. Как вы понимаете, что такое финансы простым и понятным языком?

В самом упрощенном варианте определение финансов звучит так: финансы — это деньги. Ведь не зря же говорят: «Финансы поют романсы» - и все понимают, что речь идет о недостатке денег.

Но это слишком простое, примитивное определение финансов. Ведь финансы — это не только наличные деньги, и денежные средства на счетах в банках, и чеки, и аккредитивы, и др. финансовые инструменты.

Вообще слово «финансы» произошло от латинского «financia» и переводится как наличные средства, доход. Если же переводить слово «finances» с французского языка, то финансы — это денежные средства.

Финансовая грамотность – понимание основных финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений. Быть финансово грамотным человеком в 21 веке так же важно как умение читать и считать. Как сказал Роберт Кийосаки " Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным".

С чего же начинается финансовая грамотность? Запомните одно простое правило: либо деньги работают на вас, либо мы работаем на них, третьего не дано!

 

В ходе игры вы вспомните термины, относящиеся к финансам и познакомитесь с новыми.

Мероприятие пройдет в форме игры по станциям.( соревнование будет  между двумя командами).  Перед началом игры капитанам команд будут выданы  маршрутные листы с указанием порядка прохождения станций. По окончании прохождения всех станций, проведем подсчет заработанных баллов, превратим их в рубли и вы сделаете небольшие покупки на заработанные за знания деньги.

Станция 1. Финансовые задачи

Станция 2. Вокруг света

Станция 3. Банковские карты

Станция 4. Семейный бюджет

Станция  5. Загадочные финансы

Станция 6. Вечеринка

Учитель.

Завершить наше мероприятие я бы хотела словами французского писателя Жана де Лабрюйера: «Богатству иных людей не следует завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого».

И все же, общий язык с деньгами найти можно, если не делать их накопление смыслом всей своей жизни и, тем более, не использовать для этого нечестные методы. Культура общения с деньгами — это часть общей культуры человека. Она заключается в здоровом отношении человека к деньгам, должна воспитываться с детства и быть основой отношений, в которых, так или иначе, используются деньги, между людьми.

Деньги, богатство сами по себе не содержат ничего злого или доброго. Но при неправильном обращении они могут превратиться в разрушительное оружие для человека. Как же избежать этого? Какие можно выработать правила обращения с деньгами?

 

  1. Не делай из денег кумира, не ставь деньги на место Бога.
  2. Зарабатывай честно.
  3. Соизмеряй свои «хочу» и «могу».
  4. Не хвастайся заработанными деньгами и не считай деньги прилюдно.

5.Старайтесь не «брать взаймы».нехорошо быть в зависимости от кого-либо, взяв чужие деньги..

  1. Не играй в лотереи, азартные игры.
  2. Будьте аккуратными в трате денег , старайтесь не растратиться.
  3. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости. Спасибо всем за участие!

Приложения

Маршрутный лист

Название команды________________________________________

Название станции

Порядковый номер

Количество баллов

Замечания, пожелания, советы

Подпись прохождения станции

Загадочные финансы

 

Вечеринка

Вокруг света

Загадочные финансы

Банковские карты

Семейный бюджет

Станция «Семейный бюджет»

  1. Задание - тест.

1) Из чего складывается бюджет:

 

а) из заработной платы, пенсии и стипендии

б) из доходов и расходов

в ) из денег.

2) Деньги, которые поступают в бюджет семьи это:

а) расходы

б) проценты

в) доходы.

3) Как называются деньги, которые получают пожилые люди?:

а) рента

б) пенсия

в) стипендия

4) Деньги, которые тратятся из бюджета это

а) доходы

б) расходы

в) прибыль

5) Лучшим считается бюджет, в котором:

а)  доходы больше расходов

б)  доходы равны расходам

в)  доходы меньше расходов.

6) Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды:

а)  доходов

б)  расходов

7) Как называется денежное вознаграждение художников, поэтов и музыкантов за проделанную работу:

а)  грант

б)  премия

в)  гонорар.

8)  Какой период времени считается самым удобным для составления бюджета:

а) 1 месяц

б) 1 год

в) 1 неделя

  1. Назовите варианты статей доходов ( максимум 5 )
  2. Назовите варианты статей расходов (максимум 5)
  3. Выбрать один из вариантов семейного бюджета и объяснить свой выбор.

Вариант 1.

Доходы семьи:

Заработная плата папы-40 тысяч.

Заработная плата мамы – 15 тысяч.

Пенсия дедушки – 20 тысяч.

Расходы семьи:

Расходы на питание – 20500 тысяч.

Оплата коммунальных услуг – 5 000 рублей.

Питание детей в школе  2000  рублей на двоих.

Оплата музыкальной школы и спортивной секции – 3500 в месяц.

Обслуживание автомобиля – 5000 рублей.

Приобретение санаторной путевки для дедушки – 20000 рублей.

Приобретение одежды  - 10000 рублей.

Непредвиденные расходы – 9000 рублей.

Вариант 2

Доходы семьи:

Заработная плата папы-40 тысяч.

Заработная плата мамы – 15 тысяч.

Пенсия дедушки – 20 тысяч.

Расходы семьи:

Расходы на питание – 21500 рублей.

Оплата коммунальных услуг – 5000 рублей.

Питание детей в школе 2000 рублей на двоих.

Оплата музыкальной школы и спортивной секции – 3500 в месяц.

Обслуживание автомобиля – 5000 рублей.

Приобретение одежды – 10000 рублей.

Приобретение лекарств  для дедушки – 5000 рублей.

Приобретение канцелярских товаров и школьных принадлежностей  – 3000 рублей.

Покупка нового холодильника – 20000 рублей .

Станция «Вокруг света»

1 задание «Аэропорт»

Сегодня в России насчитывают более 100 авиакомпаний, предлагающих свои услуги для ее жителей. Каждая отличается личным логотипом и набором предлагаемых услуг.

Вы студент и хотите  на каникулах посетить Москву. Рассмотрите таблицу и ответьте на  вопросы.

Стоимость авиабилета Архангельск -Москва.

Название авиакомпании

«Аэрофлот

«Ютэйр»

«Уральские авиалинии»

Бизнес-класс

Эконом-класс

Бизнес-класс

Эконом-класс

Бизнес-класс

Эконом-класс

Стоимость билета за один день до вылета

23500

9100

26800

12600

23200

10100

Стоимость за три дня до вылета

38600

5610

26200

3885

23500

3780

Стоимость билета за месяц до вылета

23500

3500

26700

3485

22600

3480

  1. От чего зависит стоимость авиабилета? (от авиакомпании, класса перевозки, времени покупки билета). Еще многие авиакомпании поднимают цену в выходные дни.- Максимум 3 балла.

 

 

 

  1. Чем отличаются бизнес-класс и эконом-класс? Максимум 2 балла
  2. Какой вариант покупки билета вы выберите? Обоснуйте свой ответ. Максимум 2 балла.

Задание 2

Соотнесите валюты и страны(за каждый правильный ответ – 1б., всего 9 баллов).

Правильные ответы

Беларусь

Рубль

Казахстан

Тенге

Киргизия

Сом

Латвия

Лат

Литва

Лит

Молдова

Лей

Туркменистан

Манат

Украина

Гривна

Эстония

Крона

Станция «Банковские карты»

 

 

Задание 1

  1. В какой стране впервые появились банковские карты? (США) Из чего они были сделаны? (из картона).
  2. Как вы думаете, какой размер банковской карты?

А) 55 Х33 мм

Б) 94.2 Х 45.7 мм

В) 85.6 Х 53.98 мм (правильный ответ)

  1. С какого возраста ребенок может получить свою банковскую карту, привязанную к карте родителей:

А) с 5 до 14 лет

Б) с 6 до 14 лет (правильный ответ)

В) с 9 до 14 лет

Количество баллов каждый правильно выполненный расчет: 1 балл.

Задание 2

  1. Верно ли следующее утверждение?

Пластиковая карта не может быть использована для снятия наличных денежных средств

  1. да 2. не
  2. Выберите правильный ответ:

Производить платежи по такой карте можно как за счёт собственных средств держателя карты, так и за счёт кредита.

  1. Кредитная карта 2. Овердрафтная карта 3.Дебетовая карта
  2. Выберите правильный ответ:

На данной карте хранятся деньги, которые банк предоставляет во временное пользование держателю карты.

1.Овердрафтная карта     2. Кредитная карта       3. Дебетовая карта

  1. Верно ли следующее утверждение?

 

На дебетовой пластиковой карте хранятся исключительно личные денежные средства держателя.

  1. да 2. нет
  2. Выберите правильный ответ:

На данной пластиковой карте хранятся исключительно личные денежные средства владельца.

  1. Овердрафтная карта 2. Дебетовая карта 3. Кредитная карта
  2. Выберите правильный ответ.(возможны несколько вариантов ответа)

К недостаткам банковских карт относят:

  1. владельцы банковских карт всё чаще и чаще подвергаются атакам мошенников
  2. нет необходимости носить с собой большие суммы наличных денежных средств
  3. в случае потери карты её можно заблокировать, тогда денежные средства останутся на счету нетронутыми
  4. удобство совершения платежа.
  5. высокий процент за пользование средствами по кредитной карте
  6. за снятие наличных денежных средств в банкоматах других банков берётся процент
  7. не все покупки можно оплатить картой
  8. Выберите правильный ответ

(возможны несколько ответов).

К преимуществам банковских карт относят:

  1. посредством нее можно совершать покупки в онлайн-магазинах
  2. делать денежные переводы
  3. по некоторым кредитным картам банки устанавливают льготный беспроцентный период
  4. в случае потери карты её можно заблокировать, тогда денежные средства останутся на счету нетронутыми

 

  1. необходимость помнить PIN-код
  2. Чтобы воспользоваться картой, необходимо ввести:
  3. номер своего телефона 2. свое имя 3. кодовое слово  4. паспортные данные   5. РIN-код

Станция «Вечеринка»

Семиклассница Аня решила устроить вечеринку для друзей и спросила разрешения у мамы. Мама ответила: «Хорошо, я согласна, но все расходы за счет твоих карманных денег. Перед тем, как приглашать друзей, ты должна посчитать, какую примерно сумму ты потратишь на угощение и только тогда можно будет запланировать дату вечеринки».

Аня решила, что купит кока-колу и сделает фруктовый салат. Рецепт  нашла, узнала цены на продукты в магазине. Помогите Ане  посчитать, какую примерно сумму ей придется потратить на продукты для салата и на покупку кока-колы, если у нее пять подружек.  Рецепт салата на 3 порции, кока-колу надо купить из расчета пол-литра на 1 человека.

  1. Сколько денег Ане придется потратить? 2. Через сколько недель состоится вечеринка, если Ане на карманные расходы дают 300 рублей на неделю?

Продукт

Мера в салате на 3 порции

Средняя цена в магазине за 1 шт.

Яблоко 1 шт

20 рублей

Банан 1 шт

25 р.

Мандарин 2 шт

10 р.

Киви 2шт

15 р.

Груша 1 шт

25 р.

Сливки 1 баночка

40 р.

Средняя цена на кока-колу 1 л –80 рублей.

Станция «Финансовые задачи»

Прочитайте и решите задачи.

  1. Летом килограмм клубники стоит 120 рублей. Ирина купила полтора килограмма ягод. Сколько рублей сдачи она получит с 500 рублей? (2 б.)
  2. Максим положил в банк 50000 рублей под 10% годовых. Сколько денег окажется на вкладе через 1 год? (3 б.)
  3. На рынке 1 кг малины стоит 250 рублей. Сколько полных стаканов малины можно купить на 180 рублей, если в 1 стакан входит 200 г малины? (4б.)

Станция «Загадочные финансы»

  1. Все ли можно купить за деньги? Не все на свете продается и покупается. Есть на земле то, что ни за какие деньги не купишь.

Чтобы убедиться в этом,  закончите фразы:

за деньги можно купить лекарство… (но не здоровье)

за деньги можно купить часы… (но не время)

за деньги можно купить книгу… (но не мудрость)

за деньги можно купить телохранителя… (но не друга)

за деньги можно купить положение в обществе… (но не уважение людей)

за деньги можно купить поцелуй… (но не любовь)

за деньги можно купить развлечения… (но не счастье)

  1. Попробуйте разгадать шифр, в котором спрятаны слова, имеющие отношение к теме игры:

СИПЕНЯ (пенсия)

ПАРТАЛАЗ (зарплата)

ОВОДРОГ (договор)

ХЫСРДОА (расходы)

  1. Найдите продолжение пословицы.

Начало пословицы

Продолжение

Копейка рубль бережет

а рубль голову стережет

Денег наживёшь

без нужды проживёшь

Деньги счет любят

а хлеб меру

Без копейки

рубля нет

Уговор дороже

денег

Здоров буду

и денег добуду

свернуть

Практикум «Мой бюджет за месяц, планирование бюджетов»

развернуть

Цель: познакомить детей с понятием «семейный бюджет».

Задачи:

сформировать у детей первоначальное понятие о семейном бюджете.

выявить основные источники формирования семейного бюджета.

научить детей бережно относиться к семейному бюджету. Ценить труд всех членов семьи.

Методы обучения:

Оборудование:

-карточки со словами: пенсия, зарплата, стипендия, пособие, пенсия по инвалидности;

-карточки со словами: плеер, швейная машина, стиральная машина, холодильник, розовая кофточка.

- фартук, платок, галстук, книга, костыль, ручки.

-Бланки для игры «Распредели бюджет»

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Беседа о понятиях: семья, бюджет.

-Как стать богатым?

-О чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете, разгадав ребус.

Какое слово получилось? (Бюджет)

Что оно означает?

Бюджет-это план доходов и расходов. В переводе с английского означает «Денежная сумка»

Что такое доход? (разные виды денежных поступлений)

Что такое расход? (денежные затраты)

З. Ролевая игра «Источники доходов семьи».

На столе лежат карточки. Распределение ролей:

Бабушке - платок.

Папе - галстук.

Маме - фартук.

Старшему брату - книгу.

Человек с ограниченными возможностями - костыль.

Задание:

- Каждый член нашей большой и дружной семьи должен выбрать свой источник доходов (карточку). А вы должны проверить правильность выбора. Дружная семья встаёт в ряд. Каждый из них держит карточку, указывающую на источник его доходов.

 

Проверка. Встаньте те, кто считает, что источники доходов выбраны верно. (Дети читают хором источники доходов).

Понятия «гонорар, процент, прибыль»

-Какие еще источники доходов вы знаете?

Гонорар — вознаграждение за труд по договору. Между кем и кем могут заключаться так» договора? Писатель или поэт заключают договора с издательствами, которые выпустят их книги. Композиторы договариваются с исполнителями или музыкальными продюсерами. Художники договариваются с покупателем или владельцем художественного салона, который выкупит картину.

Процент - Если семья имеет сбережения, которые находятся на хранении в банке, то от банка семья получает определенную сумму денег, которая называется процент.

Прибыль - Если кто- то из членов семьи имеет собственную фирму или собственно, предприятие, то он будет получать не зарплату, а прибыль от работы этого предприятия.

Практическое задание.

- Давайте повторим из чего складывается статья доходов и расходов бюджета семьи.

На экране вы видите слова: зарплата, одежда, пенсия, лекарства, стипендия, оплата за детский сад, пособие, квартплата, секции, кружки, транспортные услуги, прибыль, продукты, гонорар, проценты, обувь, кредит за товар.

Нужно их распределить в два столбика: Доходы, Расходы.

Проверим как вы справились с заданием.

  • Зарплата
  • Квартплата
  • Пенсия
  • Транспортные услуги
  • Стипендия
  • Продукты
  • Пособие
  • Лекарства
  • гонорар
  • Оплата за детский сад
  • Проценты
  • Секции, кружки
  • Прибыль
  • Одежда
  • Обувь

 

  • Кредит за товар

Игра «Распредели бюджет»

— Давайте проделаем опыт.

Задание:

Сейчас вы разделитесь на группы - семьи и получите листы, на которых будут написаны названия товаров.

-Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести на месяц.

-Не забудьте, что существует еще ряд услуг, которыми мы пользуемся каждый месяц. Их также надо отметить в вашем списке галочкой.

-А теперь я вам дам по второму листу. На своих листах проставьте цены рядом с выбранными вами товарами услугами.

        -Сложите все рубли. Какая сумма у вас получилась?

-А теперь я скажу, что бюджет вашей семьи рассчитан на 20.000 рублей в месяц.

-У кого сумма больше этой цифры? Что образовалось в вашем семейном бюджете? (Дефицит рублей.)

-У кого сумма меньше20.000? Что вы смогли сделать? (Отложить сбережения.)

-Что мы выяснили?

-Что планировать семейный бюджет нужно исходя из доходов. Как правильно спланировать свой бюджет?

          -Надо экономить, отличать необходимые потребности от тех, без которых человек может обойтись.

-Я сейчас раздам вам карточки со словами-товарами, а вы должны

выстроится в таком порядке, чтобы распределить последовательность расходов на эти товары по необходимости:

Плеер, швейная машина, стиральная машина, холодильник, розовая кофточка.

Проверим:

  • Холодильник
  • Стиральная машина
  • Швейная машина
  • Плеер
  • Розовая кофточка

          Вывод: Надо обдумывать каждую покупку, осознавать необходимость приобретения данной вещи.

Тест «Проверь себя»

 

-А сейчас садитесь за компьютеры и мы с вами пройдем тест, чтобы повторить то о чем мы говорили.

Игра «Да, нет»

А теперь поиграем в игру «Да, нет» и узнаем как можно экономить деньги в семье.

Я буду говорить высказывание, а вы, если оно правильное говорите да, если не правильное - нет.

  1. Уходя из дома, не забывайте выключать свет. (Да)

2.Чаще обедайте в ресторанах и кафе. (Нет)

Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете. (Да)

Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику. (Нет)

Экономя семейный бюджет - откажись от экскурсии в музей. (Нет)

Сходил в магазин, оставь сдачу себе. (Нет)

Бережно относись к своим вещам. (Да)

Чаще пользуйтесь услугами такси. (Нет)

Старайся больше ходить пешком. (Да)

10.Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями. (Нет)

  1. Рефлексия занятия

-Сегодня на занятии вы выступили в роли маленькой семьи и учились планировать бюджет семьи.

-Какие новое понятие вы сегодня узнали? (Бюджет семьи, проценты, прибыль, гонорар)

-Для чего нужно уметь планировать семейный бюджет?

-Важно, чтобы расходы не превышали доходы, а для этого надо грамотно планировать доходы и расходы. Если вы будете тратить деньги бездумно, то никогда не станете богатыми.

свернуть