4 класс

Книги в жизни школьника

развернуть

Цели:

- показать преимущество книги, как источника информации, как средства познания;

- формировать положительное отношение к учебной и художественной литературе;

- способствовать формированию стойкого интереса к чтению в семье.

 

Вопросы для обсуждения:

  1. Значение книги в жизни школьника.
  2. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире.
  3. Рекомендации по развитию читательского кругозора у детей.

Ход

         Однажды детскую писательницу Астрид Линдгрен спросили, есть ли у книги будущее. Она ответила: "с таким же успехом можно спросить: есть ли будущее у хлеба? У розы? У детской песенки? Лучше спросить: есть ли будущее у человека? Оно есть у человека, оно есть и у книги. Если однажды мы научились черпать радость в книгах, нам без этого не обойтись. Для многих книги также нужны как хлеб и соль. И так будет, сколько не изобретали замысловатых кассет, и телевизоров, и других заменителей".

         XXI век. Век космических скоростей и компьютерных технологий. Наука развивается, создаётся много новой техники для комфортной жизни человека. Сегодня нас окружают очень полезные и умные машины: микроволновые печи, пылесосы, домашние кинотеатры, холодильники…. Вся эта техника сделала жизнь человека более комфортной, освободила много времени. Теперь не надо носить воду из колодца, не надо выжимать выстиранное бельё. Всё рядом, почти любое желание моментально, как по мановению волшебной палочки, может быть исполнено лёгким движением руки.

         И основная информация, необходимая человеку, поступает в электронном виде, через компьютерные сети, Интернет. Конечно, в поисках определённой информации разумнее воспользоваться компьютером. Развитие информационно – компьютерных технологий идет настолько быстро и настолько ускоряет процесс передачи информации, что современное общество уже не сможет существовать, отказавшись от него. Компьютер – это реальность сегодняшней жизни. Каждый человек сегодня должен уметь не просто ориентироваться в Интернете, но, формируя и защищая свои духовно – нравственные позиции, знать, какие сайты в сети посещать, а какие – нет. Перед школой и родителями стоит задача стать путеводителем в выборе электронной информации, помогая детям в поиске и выборе информации в Интернете.

         Есть и такие отрасли знаний, где наглядность лучше печатного текста. Ведь намного интереснее, например, наблюдать за животными, чем прочитать об этом в учебнике. Тут книга уступает кино и телевидению. Но у книги гораздо больше преимуществ. Книги являются источниками знаний о духовной и нравственной жизни. Роль книги в образовании, воспитании, интеллектуальном развитии велика. Через обращение к книге, чтению человек приобщается к духовным ценностям, развивается, расширяет свой кругозор. Чтение высокохудожественной литературы способствует формированию гармоничной личности – личности активной, творческой, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство. Классическая литература является одним из факторов формирования такой личности. Замечательные произведения русской классической и современной литературы таких авторов, как А.С. Пушкин, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский и др., помогают читателям найти ответы на многие вопросы о личности, об окружающем её мире, о добре и зле. Книга, как источник информации, как средство познания, как инструмент общения между людьми, обладает огромной притягательной силой. Например, приступая к чтению романа, рассказа и т.д. мы сами представляем своего героя, его одежду, движение, взгляды. А кино и телевидение предлагают уже готовый образ, и мы уже не можем фантазировать. А чтение книг предполагает работу мыслей.

         Знакомство с лучшими образцами литературы способствует улучшению понимания себя и других, расширяет представление о мире, углубляет восприятие, развивает чувство юмора, которое просто необходимо каждому человеку. Если ребенок с детства приучен читать, то это остается с ним на всю жизнь, в любых жизненных ситуациях у него всегда будет надежный и верный друг – книга, которая отвлечет от грустных мыслей, поможет совершить путешествие в удивительный мир книжных героев, подскажет ответ на мучающий вопрос, успокоит, развеселит. Авторитет книги для ребенка необычайно велик. Ей он верит беспредельно. Значение книги в жизни человека огромно. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к седьмому – восьмому классу читают все хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.

         Ни для кого ни секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребенка читать. Приучение детей к чтению потребует времени и усилий. Никто за родителей этого не сделает. Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, так как неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие.

         Опыт показывает: надо как можно раньше приобщить ребенка к книге и чтению – кладезю знаний, идей, мудрости и опыта.

         Сейчас много идет разговоров о том, что на смену традиционной системе оценок успеваемости учащихся идет другая, основанная на накоплении учеником достижений в той или иной области знаний, которая может быть выражена в участии детей в олимпиадах, конкурсах, турнирах и т.д., как в рамках школьной программы, так и вне ее. Все это будет требовать эрудиции, творческого мышления, а значит – начитанности.

         Есть дети, для которых книга – органическая часть их жизни. К сожалению, таких детей, кто не мыслит жизнь без чтения, с каждым годом становится все меньше. Зато возрастает процент тех, для кого чтение – тяжкая повинность. Они не осознают его не только как средство общекультурного развития, но и как средство, гарантирующее учебные успехи по всем предметам. Ведь чтение является основой для изучения всех дисциплин, даже математики. И большую помощь в этом вопросе могут и должны оказать родители, те, кто более всего заинтересован в качестве образования своих детей.

         Большое влияние на качество восприятия книги оказывают мотивы чтения.

         Принудительное чтение, как правило, неплодотворное. Плодотворным оно становится тогда, когда ребенок читает в силу интереса. Интерес – это единственный из всех мотивов, который поддерживает чтение во включенном режиме, т.е. обеспечивает влияние книги на читателя. Чтение, мотивированное любознательностью, интересом, особенно значимо, потому что становится для детей занятием приятным и желанным.

         Для нас, как и для предыдущих поколений, книга была единственным источником знаний. Но времена изменились: современные технологии – от аудиоплееров до компьютеров – стремительно шагнули вперед, а дети – что удивительно! – быстро их освоили. Возникает вопрос: нужны ли ребенку книги?

         Способность тщательно «переваривать» в мозгу информацию и анализировать ее можно развить только благодаря чтению книг. Прочитанные сведения лучше запоминаются. Над страницей можно остановиться, вдуматься, перечитать ее. Пересказ учит анализировать текст, относиться к нему критически. Чтение развивает воображение: ребенок сам представляет героев, а не принимает созданный другими образ.

         Что же мешает чтению детей? Просто сейчас детских развлечений стало гораздо больше.

         Бесконечное сидение перед телевизором и столько же бесконечное щелканье пультом. Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на детей резко отличается от влияния на психику взрослых. Первоклассники не могут четко определить, где – правда, а где – ложь. Они слепо доверяют всему тому, что видят на экране. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Лишь с 11-12 лет ребята начинают не столь доверительно относиться к тому, что есть на экране.

         Правила борьбы с телеманией.

  1. Совместное определение и обсуждение телепередач для просмотра.
  2. Выбор для просмотра учебно-образовательных и познавательно-просветительных программ.
  3. Телевизор не должен быть значимой частью в жизни родителей, тогда это станет положительным примером для ребенка.
  4. Ребенок, который ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, свыкается с ними и даже испытывает при этом удовольствие. Необходимо исключить их из просмотра малышами.

         Неоднозначное влияние на детей оказывает и компьютер. С одной стороны через Интернет он открыл ребенку доступ к мировым запасам информации, а с другой - дети играют только в игры, причем самые примитивные. Если они и развивают что-то у детей, то только быстроту реакции. Возьмите под строгий контроль игры, в которые играют ваши дети. Пусть среди них будут хорошие развивающие, познавательные игры.

         Несмотря на появление новых технологий, у каждого человека на полке можно найти книгу так, как она является с самым главным учителем в нашей жизни. Благодаря книгам у ребенка формируется воображение и развивается кругозор. Литература способна побудить у ребенка новые чувства и эмоции, которые будут способствовать формированию его личности. Окунитесь в мир литературы и вы откроете перед собой всё волшебство и красоту нашего мира.

         Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей.

- Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.

- Никогда не наказывайте за проступки чтением. Это грубая ошибка воспитания и лучший способ вызвать отвращение к книге.

- Следите за тем, чтобы чтение было систематическим – каждый день по 15-20 минут, причем чтение должно быть обязательно вслух. Это сформирует у ребенка привычку ежедневного общения с книгой.

- Используйте такой прием. На самом интересном месте остановитесь. Заинтригованный ребенок вынужден дочитать до конца, чтобы выяснить, что же произошло с героем. Или такой. Вы моете посуду, готовите ужин, а ребенок читает вслух.

- Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как ребёнок запомнил текст.

- Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной им книги. Если вы сами о нем ничего не знаете, поинтересуйтесь, никогда не поздно получить новые знания и впечатления.

- Систематически читайте сами. Это сформирует у ребенка привычку видеть в доме книгу ежедневно.

- Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи. Устраивайте дискуссии по прочитанным книгам, выставки рисунков по мотивам прочитанных книг.

- Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

- Поощряйте ребенка в посещении библиотеки, ходите вместе с ним.

- Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.

- Покупайте книги, выбирая яркие по оформлению и интересные по содержанию. Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.

- Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

         Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье. Книга является величайшим достижением человечества и польза её несомненна. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал, что если, не дай Бог, из-за войны или какого-нибудь страшного катаклизма погибнут музеи, театры, университеты, но каким-то образом уцелеют библиотеки, культура может быть восстановлена.

Книга, как птица,

Может весь мир облететь, 

Книга-царица:

Может сердцам повелеть.

Книга-богиня:

Чудо свершает порой, 

Книга-рабыня:

Часто проходит сквозь строй.

                            Е. Баратынский.

свернуть

Как научить своего ребёнка жить в мире людей

развернуть

Задачи:

1.Обсудить с родителями проблемы поведения учащихся в школе и дома.

2.Формировать у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера их ребёнка, его взглядов.

3. Найти пути преодоления проблем в общении детей.

Ход собрания

«Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе – вот самый верный способ нравиться людям, какой я только знаю».

 (Ф. Честерфильд)

I. Анализ эпизода фильма «Чучело» (режиссер Р. Быков, 1983 год)

На экране фрагмент фильма «Чучело». Обсуждение с родителями эпизода фильма.

- Узнали вы фильм? (Один из революционных фильмов эпохи перелома. Этапная работа для Р. А. Быкова. 1983 год – жизнь в советское время. Как это было давно! Как это было недавно!)

- О чем этот эпизод фильма? (Новая школа, ученики. Сложившийся детский коллектив, и тут появляется «чужой», «иной».)

- Как можно сформулировать проблему, которая затронута в фильме? (Межличностные отношения в детском коллективе.)

- Могу ли я сказать, что фильм актуален и в наше время?

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на собрании?

- Такие Лены Бессольцевы есть в каждом классе. Я имею в виду не только вновь прибывших учеников, но и учащихся, иначе мыслящих, «других». Все мы разные, непохожие друг на друга. Все мы постоянно общаемся – на работе, на улице; с близкими людьми и совсем незнакомыми. Значение взаимоотношений с окружающими невозможно переоценить: оно необходимо и для устройства личной и будущей семейной жизни.

Семь принципов воспитания

Не так уж редко мы удивляемся, а иногда негодуем: куда исчезли доброта и поддержка, солидарность и взаимопомощь? Думаем, как сделать так, чтобы следующее поколение жило в комфортном, по-настоящему человечном мире? Психологи США готовы поделиться рекомендациями о том, как научить детей сопереживанию и деятельному участию.

Говорите о чувствах

Мишель Борба, психолог-педагог, автор многочисленных пособий для родителей, в том числе «Не-селфи: Почему эмпаты становятся успешными в мире эгоистов» (UnSelfie: Why Empathetic Kids Succeed in Our All-About-Me World) говорит: «Ключ к эмпатии — это эмоциональная грамотность. Ее нужно развивать, отдавая преимущество общению реальному над виртуальным, ведь не факт, что можно изучить эмоции просто выбирая эмодзи из списка. Есть такой метод: договоритесь, что вы в семье всегда замечаете цвет глаз собеседника — это поможет детям «настроиться» на другого человека. Кроме того, прежде, чем понять эмоции других, дети должны научиться понимать свои эмоции, затем научиться регуляции и контролю своих чувств.»

Рави Рао, детский нейрохирург, рекомендует: «Точно так же как мы учим детей цветам, буквам и цифрам, мы должны учить их чувствам. В парке на прогулке я слышу постоянно, как родители спрашивают у малышей: «А какого цвета эта машина? А сколько здесь скамеек?», к этим вопросам надо добавить: «Видишь вот того мальчика? Он выглядит грустным или веселым?» Рао советует играть в «Угадай, что я чувствую», показывая друг другу разные выражения лица. «Благодаря игре у детей войдет в привычку замечать, как себя чувствуют люди вокруг». Когда дети научатся этому, можно развивать в них понятие о возможных реакциях других людей: «Как, по-твоему, будет чувствовать себя твой друг, если ты отберешь у него игрушку?» или «Маме будет очень грустно, если ты ее ударишь».

Используйте медиа в свою пользу

Совместный просмотр фильмов и чтение книг дает еще одну прекрасную возможность культивировать эмпатию в детях, — так считает Мадлен Шерак, педагог и автор детской книги о ценности доброты «Клуб супергероев» (Superheroes Club). «Обсуждайте с детьми случаи, когда персонажи помогают друг другу, а когда кто-то поступает плохо, обсуждайте то, как герои могут чувствовать себя, как можно было бы по-другому разрешить ситуацию — так, что бы всем было хорошо». Борба рекомендует использовать эмоционально сильные книги и фильмы, например, «Паутина Шарлотты», цикл о «Гарри Поттере», для тех, кто постарше — «Убить пересмешника», например.

Подайте пример

Доктор Рао отмечает, что родители должны быть примером эмпатии. «Дети лучше усвоят ваши действия, чем ваши слова. Если вы сами не замечаете чувств других людей, то уговаривать детей делать это — бесполезно. Говорите, объясняйте собственные чувства: «Сегодня я очень огорчен/разочарован». Можно тренировать эмпатию и на ролевых играх с игрушечными героями.

Лаура Делл, психолог из университета Цинциннати, говорит, что очень важно, чтобы родители не обесценивали эмоций самих детей. «Для того, чтобы дети сопереживали нам и окружающим, мы должны сопереживать им. Иногда, например, очень тяжело пережить утренние сборы в школу, но ведь есть разница, если вы наклонитесь к ребенку и скажете: «Я вижу, что ты расстраиваешься, что нельзя досмотреть мультик, но если мы будем досматривать его, мы опоздаем в школу, а быть во время в школе — это очень важно». Это не значит потакать, это значит показывать, что вы понимаете, как ребенок себя чувствует в этот момент.»

Отмечайте добрые поступки детей

«Родители часто хвалят детей за хорошие оценки и всякие достижения, вроде спортивных разрядов и похвальных грамот. Важность эмпатии, важность доброты надо тоже подчеркивать», — говорит психолог Мишель Борба. Остановитесь на минутку и похвалите их за добрый поступок: «Ты молодец, что остановился и помог тому маленькому мальчику. Посмотри, какой он теперь радостный». Так ваш ребенок поймет, что доброта важна, потому что она важна для вас и вы ее замечаете.

Показывайте им инаковость

Педагог Мадлен Шерак уверена: «Жить среди людей — это уметь понимать, что все разные, уметь принимать эту инаковость: этническую, религиозную, физическую, любую». Как показать детям многообразие мира: читать, смотреть определенные фильмы и телепередачи, ходить в музеи, пробовать кухню разных народов, ходить на праздники и другие мероприятия, организованные представителями разных этнических или религиозных групп. «При этом важно не просто читать/смотреть/посещать, а и обсуждать потом в семье, ставить открытые вопросы об увиденном, обсуждать и тот социально-культурный контекст, в котором живут дети в школе, в своем районе, в своем сообществе».

Рао предлагает родителям инициировать и поддерживать межкультурные проекты в школах. «Мы должны избегать расистских шуток. Может, это и юмор, но он подрывает принципы сопереживания и доброты.»

Признавайте свои ошибки

«Если вы совершили ошибку и поступили с кем-то грубо, например, затеяли перепалку с продавцом, думаю, нужно признать эту ошибку перед детьми: «Была ужасная толчея, у него столько работы, столько клиентов, мне надо было быть добрее». Ребенок же все видит, поэтому вы должны объяснить, что ошиблись и сказать, что сожалеете», — рекомендует Лаура Делл.

Доброта как семейная активность

Начните с обсуждения за ужином того, как прошел день каждого члена семьи. Пусть каждый расскажет о двух событиях, например. Настольные игры — тоже прекрасный тренажер социальных навыков. Борба также рекомендует участвовать в волонтерских проектах всей семьей, находить способы, чтобы дать почувствовать детям радость от добрых дел. Если ребенок, например, любит спорт, то пусть поучит кого-то у кого нет возможности посещать секцию. Или не спорт, но что-то непосредственно связанное с живым взаимодействием.

Томас Лискона, детский психолог и автор книги «Как вырастить добрых детей и получить взамен уважение, благодарность и счастливую семью» (Help them realize the life of giving is better than the life of getting), говорит, что можно на семейном совете составить список ваших семейных ценностей, используя слово «мы»: «Мы просим прощения, если обидели кого-то» или «Мы прощаем и миримся после того, как поссорились».

Лискона дает еще один ценный совет: посмотрите вокруг. «Мы живем в очень жесткой, часто агрессивной культуре, но вокруг нас все равно есть добрые дела — покажите их вашим детям. Объясните, что даже одно доброе слово, даже одно «спасибо» в кафе или магазине — меняет к лучшему качество жизни всех нас.»

В толковом словаре под редакцией С.И.Ожегова сказано, что воспитанный человек – это человек, который умеет хорошо вести себя.

Кого мы считаем воспитанным? Возможно ли каждого человека считать воспитанным, образованным и культурным?

Образованность сама по себе не предопределяет воспитанности, хотя и создаёт для этого благоприятные условия.

Семья должна учить ребёнка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания. Ребёнок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые закладывает его семья. Если изо дня в день ребёнок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, двурушничество и хамелеонство, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого не поступятся ничем. Если ребёнок учится в семье рисовать жизнь только чёрными красками, как бы ни старалась школа и педагоги - помочь такому ребёнку жить по законам добра трудно. Семья должна учить не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания.

Ребёнок должен знать, когда можно включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разговор с незнакомым человеком, как вести себя в транспорте и т.д. Этим вопросам в классе были посвящены классные часы и часы общения. Но к проблемам культуры человека нам все время приходится возвращаться, ибо на них строится сама жизнь.

КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ включает в себя:

 - Культура внешности

 - Культура общения

 - Культура речи

 - Культура быта

Обсуждение результатов анкетирования  учащихся.

КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ  включает несколько аспектов:

 

1.Культура внешности - воспринимается как неотъемлемая характеристика личности. Часто ребёнок кажется симпатичным не из-за физической красоты, а в силу обаяния, которое заключается в приятном, добром весёлом выражении лица. Однако иногда некоторые дети кривляются при общении, морщат лоб и нос, высоко поднимают брови, капризно вытягивают губы вперёд. Взрослым необходимо сказать, что это плохо, некрасиво, что он становится не похожим на себя.

2)Культура общения включает способность правильно ориентироваться в ситуации и подбирать фразы с учётом того, кому, зачем, что и как сказать. Вступая в общение, каждый человек подбирает такие слова, которые помогают установить и поддержать «обратную связь» с собеседником. Искусство общения с людьми кроме умения говорить, вести разговор включает и умение внимательно слушать собеседника. Перебить человека, не дать ему высказаться до конца считалось и считается верхом бестактности.

3) Культура речи - ещё одна составляющая культуры поведения. Рассматривается как владение нормами устного и письменного языка. Как владеет человек этим средством коммуникации, судят об уровне его воспитания.

4) Культура быта

Развивая социально-бытовые навыки, родители пользуются словом, воздействием на ребенка личным примером, поощрениями, разъяснениям, советами. Вместе с этим необходимо грамотно сочетать словесные указания с правильной организацией окружающей среды. Создавать ребенку дома такие условия, которые способствовали бы формированию необходимых навыков. При этом необходимо учитывать возрастные особенности. Нельзя требовать от ребенка того, что ему не по силам, но вместе с этим необходимо давать ему возможность выполнять то, что ему доступно.

А сейчас разберем несколько конкретных ситуаций из семейного воспитания.

1. Вике шестой год. Она хочет быть похожей на свою маму, подражает ее движениям, походке, манере говорить. Она часто повторяет услышанное от взрослых: «Я вся в маму». Также как мама девочка нежно относится к своей маленькой сестренке, заботливо укрывает ее, играет с ней, обращается приветливым тоном. Зато тон обращения с бабушкой у Вики совсем другой: пренебрежительный, высокомерный: «Сиди уж и помалкивай, старая, тебя не спрашивают». Эту фразу часто произносит мама, а девочка ее повторяет.

О чем необходимо помнить в общении с ребенком?

Почему воспитание детей надо начинать с самовоспитания?

Дети полностью копируют поведение и поступки взрослого. В данном случае – мать сама не воспитана, подала дочке дурной пример.

2. Пятилетний ребенок с нескрываемым любопытством рассматривает кого-либо из взрослых, вслух высказывает мнение о присутствующем, показывает пальцем в окно, обсуждает прохожего. Придя в детский сад, бросается обнимать заведующую, няню и даже любого незнакомого, появившегося в группе, виснет на руках у воспитателя, отталкивает от него других детей.

Как можно расценить поведение этого ребенка?

Ответ: Такое поведение – свидетельство невоспитанности ребенка. Пятилетний ребенок при правильном воспитании уже знает элементарные правила культуры поведения.

В таких случаях следует останавливать детей тактично, объяснять правила приличия и культурного поведения при общении со взрослыми и незнакомыми людьми.

Игра “Волшебник”

Взрослый, до которого ведущий дотронется “волшебной палочкой”, превращается в сказочного героя. Родитель изображает его средствами пантомимы. А остальные родители отгадывают, что это за герой, из какой он сказки.

Примечание: Участие в этой игре помогает преодолеть чувство робости, скованности.

Анализ прочитанной дома сказки «Любовь и Дружба».

- А кого бы выбрали вы? Почему? Почему Любовь выбрала Дружбу? Мы все разные и в то же время чем–то друг на друга похожи. Предлагаю вам в этом убедиться.

Игровая ситуация «Пересядьте все, кто…»

- Поменяйтесь местами, если…«любите купаться в море,… у кого день рождения летом,…занимаетесь спортом,…устаете после работы,…делаете уроки с ребенком,…мечтаете жить достойнее».

- Как вы успели заметить в игре, много того, что может нас объединить. Обратите внимание на тот факт, что друзья часто имеют одинаковые интересы и ценности. Каким же должен быть друг? На спинках стульев прикреплены карточки со словами. Выберете те качества, которыми должен обладать друг.

Родители крепят карточки на доску.

Скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту.

Обсуждение тех качеств, что не выбрали. Делается вывод, что эти качества отталкивают людей.

Памятка для родителей

1. Не демонстрируйте своему ребёнку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнёт вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам самим. Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребёнка.

 2. Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребёнка. Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребёнку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас. Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок добра и человечности для вашего ребёнка. Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребёнка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете уважение своего ребёнка. Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите этому качеству своего ребёнка. Помните, что поведение – это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого. «Что такое хорошо и что такое плохо»

Игра «Если...»

1) Если ребёнка постоянно критикуют, он учится … (ненавидеть).

2) Если ребёнок живёт во вражде, он учится  …(быть агрессивным).

3) Если растёт в упрёках, он учится  …(жить с чувством вины).

4) Если  в терпимости, он учится  …(понимать других).

5) Если  хвалят, он учится … (быть благородным).

6) Если растёт в честности, он учится … (быть справедливым).

7) Если в безопасности, он учится … (верить людям).

8) Если ребёнка поддерживают, он учится … (ценить себя).

9) Если ребёнка высмеивают, он учится  …(быть замкнутым).

10 Если) ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится … (находить любовь в этом мире).

 Как можно чаще говорите своему ребёнку о том , что он добрый, красивый, умный, симпатичный, открытый, добросердечный, мягкий, податливый, грубый, злой, жестокий, уравновешенный, непоседливый, тихий, крикливый, неугомонный, жадный, скрытый, ласковый, любознательный, любопытный, откровенный, правдивый, требовательный.

У всех нас есть возможность выбора в воспитании своего ребёнка. Но именно от вас зависит в большей степени, каким вырастет ваш ребёнок, каким он войдёт во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут стать ему образованным, культурным, помогут найти выход из сложных ситуаций. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.

ПОМНИТЕ: ВЫ – ГЛАВНЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ, ВЫ – ПРИМЕР.

 

                                                     Анкеты для учащихся

Анкета 1

      Считаешь ли ты себя культурным человеком? Если да, то отметь в этом списке те действия, которые ты считаешь приличными, знаком «+», те действия, которые ты считаешь неприличными, знаком «-»

Громко кричать

Драться

Перебивать в разговоре другого  человека

Списывать из чужой тетради во время контрольной

Задавать неуместные вопросы

Свистеть

Ругаться

Жадничать

Сплетничать

Ябедничать

Врать

Навязываться в друзья

Не обращать внимания, если кого-то обижают

Молчать, если кто-то совершил плохой поступок

Приставать к людям с расспросами

Завидовать кому-то

Жаловаться на кого бы то ни было

Быть равнодушным к чужой беде

Анкета 2

Продолжите предложения:

Добрый человек – это  тот, который____________________________

Злой человек – это тот, который_______________________________

Честный человек – это тот, который ___________________________

Правдивый человек – это тот, который _________________________

Жестокий человек – это тот, который __________________________

Грубый человек – это тот, который ____________________________

Тест-игра

А теперь я предлагаю Вам провести тест-игру “Как Вы общаетесь с детьми”.

На слайде представлены фразы. Я предлагаю Вам выбрать те из них, которые наиболее часто употребляются Вами в общении с детьми.

Записывайте номера фраз, чтобы затем подсчитать сумму баллов.

1. “Сколько раз тебе повторять!”

2. “Посоветуй мне, пожалуйста…”

3. “Не знаю, что бы я без тебя делала!..”

4. “И в кого ты такой уродился?”

5. “Какие у тебя замечательные друзья!”

6. “Ну, на кого ты похожа!..”

7. “Вот я в твое время…”

8. “Ты моя опора и помощница(к)”

9. “Ну, что за друзья у тебя!”

10. “О чем ты только думаешь?!”

11. “Какая ты у меня умница!”

12. “А как ты считаешь, сынок (доченька)?”

13. “У всех дети как дети. А ты?!”

14. “Какой ты у меня сообразительный(ая)!”

Примечание: После сделанного выбора называется балл оценки данных фраз:

1) 2 балла;

2) 1 балл;

3) 1 балл;

4) 1 балл;

5) 1 балл;

6) 2 балла;

7) 2 балла;

8) 1 балл;

9) 2 балла;

10) 2 балла;

11) 1 балл;

12) 1 балл;

13) 2 балла;

14) 1 балл.

6. Подведение итогов по тесту-игре

·                     7–8 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

·                     9–10 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

·                     11–12 баллов – вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребенка зависит от случая в большей степени, чем от вас.

·                     13–14 баллов – вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушайтесь к его словам.

7. Итоги практической работы

Помочь ребенку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – общая задача педагогов и родителей. Эта задача разрешима, но делать это надо, пока ребенок еще маленький.

Давайте вместе подумаем и выработаем определенный стиль поведения с застенчивыми детьми.

Примечание: Родители предлагают правила общения и поведения с застенчивыми детьми, обсуждают и анализируют их.

Обсуждение и принятие решения родительского собрания в форме рекомендаций

1. Расширяйте круг знакомств своего ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите малыша в гости к знакомым людям, расширяйте маршруты прогулок, учите ребенка спокойно относиться к новым местам.

2. Не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей, в основном придуманных вами; не старайтесь сами сделать все за ребенка, предупредить любые затруднения. Дайте ему определенную меру свободы и открытых действий.

3. Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах.

4. Привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступать в контакт с “чужими” взрослыми. Например, в ситуации “вынужденного” общения на приеме у врача, в детской библиотеке и др.

5. Важно найти для ребенка какое-то дело, в котором он найдет себя и добьется успеха. Главное, чтобы ребенок хоть в чем-то был победителем.

Советы родителям по формированию культурного человека

— Не учите культуре назидательно, излишне морализируя, вызывая желание действовать назло.

— Привлекайте детей к посильной деятельности.

— Создавайте специальные ситуации - задания: встретить тётю Машу, позвонить по телефону.

— В выработке культуры поведения широко используйте игры и игровые ситуации.

— Помните, что в воспитании культуры поведения есть ситуации, когда вообще никакие слова не нужны, достаточно примера, образца поступка.

— Создавайте вместе с детьми различные памятки: «Культура поведения в общественном транспорте, музее », « Мой внешний вид».

— Помните: вы - главный воспитатель, вы - пример.

(Обсуждение памятки для родителей по воспитанию культуры поведения у детей)

IV. Рефлексия

Нашу встречу хотелось бы закончить таким стихотворением:

Чем проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут все без труда.

Слова порой запутаны,

Пример же - никогда.

Тот лучший проповедник -

Кто веру в жизнь провёл.

Добро увидеть в действии -

Вот лучшая из школ.

И если всё мне показать

Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрый слов поток.

Должно быть можно верить

И мыслям и словам,

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму

Твой правильный совет,

Зато пойму, как ты живёшь,

По правде или нет.

Раны, которые мы оставляем

Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо». В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Отец ответил юноше: «Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения».  Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди.  Отец подвел сына к садовым воротам: “Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах!”  Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож и потом вытащить его, но всегда останется рана.  И будет не важно, сколько раз ты попросишь прощения. Рана останется.  Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая.  Друзья – это редкое богатство! Они заставляют тебя улыбнуться и подбадривают. Они готовы всегда выслушать тебя. Они поддерживают и открывают тебе свое сердце. Покажи своим друзьям, как они тебе дороги.

У всех нас есть возможность выбора в воспитании своего ребёнка. Но именно от вас зависит в большей степени, каким вырастет ваш ребёнок, каким он войдёт во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут стать ему образованным, культурным, помогут найти выход из сложных ситуаций. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.

 

 

свернуть

Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем

развернуть

Цель: формирование у родителей представлений о причинах неуспеваемости  детей и способах решения проблем.

 

Одной из главных проблем современной школы является проблема неуспеваемости.

Неуспешный ученик – это ребёнок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, который показывают обучающиеся рядом с ним дети. Много выдающихся и обычных людей испытывали в школе трудности с обучением и были отнесены к категории неуспевающих. Например, Ньютон, Дарвин, Энштейн, Шекспир, Гоголь и другие.

В чем причина и кто виноват в том, что ребенок не осваивает школьный минимум? Довольно часто родители и учителя обвиняют друг друга в неуспеваемости детей. Причинами неуспеваемости по мнению большинства родителей являются сложная учебная программа и слабая заинтересованность самого учителя в процессе обучения. По мнению же учителей причинами школьной неуспеваемости являются:

-отсутствие мотивации к учению,

-низкий уровень готовности ребенка к школе,

-слабый контроль со стороны родителей в связи с занятостью на работе,

-равнодушие родителей к успехам ребенка.

В психолого-педагогической литературе хорошо изучены причины школьной неуспеваемости. Итак, к числу причин, приводящих к нарушению успеваемости детей, относятся:

1) Недостатки биологического и психологического развития:

а) интеллектуальные нарушения;

б) дефекты анализаторов (слуха, зрения), нарушения развития речи, моторики;

в)нарушения умственной работоспособности (вследствие церебрастенических состояний);

г) соматическая ослабленность;

д) слабое развитие воли;

е) отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей.

2) Недостатки воспитанности личности:

а) недостатки в развитии моральных качеств личности;

б) нарушения в общении с учителями, сверстниками;

в) недостатки воспитания в семье (разлад в семье или ее распад, грубость в отношениях, алкоголизм, антиобщественное поведение родителей, равнодушие родителей к детям и к их образованию, ошибки в воспитании).

3) Недостатки образования – недостатки преподавания, непрочность знаний, пробелы в знаниях и специальных умениях; слабый текущий контроль со стороны учителя; несистематическое посещение уроков, невнимательность на уроках, нерегулярное выполнение домашних заданий ребенком.

Все мы хотим видеть своих детей образованными, самостоятельными в поисках знаний. Но как мы расстраиваемся, когда дети приносят плохие отметки вопреки нашим ожиданиям. Возникает вопрос: почему мой ребенок учится слабо?

Неуспевающих учеников можно разделить на три категории:

те, кто не могут хорошо учиться, но хотят;

те, кто не могут и не хотят;

те, кто могли бы, но не хотят.

Ребенку очень легко попасть из первой категории во вторую. Зависеть это будет и от позиции учителя, и от терпения родителей, и от самого ребенка.

Почему же учиться трудно. Вот первичные причины. Они не зависят от личности ребенка или от отношений в семье. Устраняются лечением или специальными развивающими занятиями, подбором программ, соответствующих возможностям ребенка.

У ребенка может быть задержка психического развития в целом, недостаточное интеллектуальное развитие.

Могут быть незрелыми отдельные психические функции, например, внимание. Нет способности к сосредоточению, постоянно отвлекается от задания.

Нет основных навыков работы: умение слушать и выполнять инструкцию, доводить задание до конца, проверять сделанное, распределять свое время.

быстрая истощаемость нервной системы, низкая умственная работоспособность.

Ригидность психики, т.е. замедленное восприятие и переработка информации, трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Низкий общий темп работы.

Речевые нарушения: недостаточное умение выражать свои мысли, затрудненное понимание речи других людей. Заикание.

Специфические расстройства: например, дислексия – такому ребенку сложнее овладеть чтением, чем другим детям. Дискалькулия – расстройства счета. Дисграфия – трудности при овладении письмом.

 Нарушение зрения, слуха.

преобладание у ребенка одного канала получения информации, например, двигательного или зрительного. Школьное же обучение строится в основном на слуховом восприятии.

Общая ослабленность организма. Частые простуды или длительные хронические заболевания.

 Почему дети могут, но не хотят учиться?

Как ни странно это прозвучит для людей старше тридцати, но сегодняшние дети часто не хотят учиться по очень простым причинам.

Они совершенно не знают, для чего это нужно.

Наши дети не такие, какими были мы. Это банальная истина, но в быту она часто забывается. Наши дети больше отличаются от нас, чем мы отличались от своих родителей. Они живут в другой стране, при другом общественном строе. Аргументы, которые как-то затрагивали нас, до них часто попросту не доходят. 15-20 лет назад туманное понятие какого-то «долга» (не то перед страной, не то перед будущими поколениями, не то вообще не понятно перед кем) было тем не менее вполне действенной реальностью. Отец говорил сыну: «Подумаешь, учиться он не хочет. Должен и все! Вот я, думаешь, хочу каждый день в полшестого вставать и на завод идти.?! Однако иду. Потому что должен. И ты должен учиться». И за этим парадоксальным в общем-то утверждением и для отца, и для сына стояла какая-то реальность. Сын, наблюдая жизнь отца и окружающих его  людей, смутно понимал, о чем идет речь и, по крайней мере, не отбрасывал объяснения отца, что называется «с порога».

Для сегодняшних детей объявление о том, что они должны учиться, - пустой звук. Довольно сомнительны и заявления о том, что, только учась, можно хорошо устроиться в жизни. Наши дети вовсе не глупы и каждый день видят людей, которые если и учились чему-нибудь хорошо, то явно делали это не в школе. И тем не менее эти люди прекрасно (зачастую гораздо лучше, чем ратующие за образование родители) «устроены» в жизни. К тому же дети, особенно младше 14 лет, в большинстве своем не очень способны к прогностическому мышлению. Задумываться сегодня о том, что будет с ними через 5-6 лет, да еще как-то подчинять этому сегодняшние поступки – непосильный труд для их разума.

Другая причина, по которой часто не учатся вполне способные и даже одаренные дети, - это отсутствие интереса к учебе. Им попросту неинтересно, и никакие ваши убеждения, уговоры и угрозы здесь не подействуют. Единственный выход в этом случае (если ребенок действительно одарен) – подыскать школу или программу, вполне адекватную возможностям ребенка. Вернется интерес к учебе – вернется и успеваемость.

Иногда успеваемость детей страдает из-за конфликтов в школе. Ребенок претендует на роль лидера, но не имеет сил или способностей вести за собой других. Ребенок попал между двумя «группировками», не может определить свою позицию, конфликтует с обеими сторонами и, естественно, все время оказывается в проигрыше. В класс, где отношения уже сложились, пришел новый, не слишком общительный ученик. Друзей у него нет, во время перемен он один стоит у стены, не решаясь принять участия в шумных играх одноклассников, не отвечает на неуклюжие «подначки», попытки вовлечь его в общение. Постепенно такой ребенок становится «козлом отпущения» и, как следствие этого, не может хорошо учиться, не хочет идти в школу.

Эти и многие другие ситуации объединяет одно – неумение ребенка наладить адекватные отношения со сверстниками. Нарушение успеваемости здесь вторично, происходит оно от того, что ребенок живет в постоянном напряжении и постепенно невротизируется. В этом случае необходимо проанализировать причины конфликта ученика с одноклассниками и обратиться к специалисту за индивидуальной или групповой психотерапией. Как и в других случаях, здесь необходимо отыскать ресурс, на который можно опереться (например, ребенок прекрасно общается со сверстниками на даче), и оказать ребенку всемерную поддержку в семье. Нарушенные взаимоотношения в школе – это всегда преимущественно беда, а не вина ребенка. Поэтому родителям нужно главным образом думать о том, как ему помочь, а не о том, в чем можно обвинить его самого.

Иногда причиной учебы ниже возможностей или даже неуспеваемости является несформированность познавательных интересов ребенка. Такие дети, как правило, растут в неполных или социально неблагополучных семьях. С самых ранних лет предоставлены сами себе. Способности такого ребенка могут быть достаточно высоки, но область его интересов очень узка, лежит в пределах двора или квартала, где он общается с такими же, как он, «детьми улицы», разумеется, ничем не обогащаясь от них и ничем не обогащая их, кроме навыков практического выживания. Иногда такие дети производят очень приятное впечатление своей самостоятельностью и смышленостью, но будущее их, как правило, рисуется отнюдь не в радужных красках. Несмотря на вполне удовлетворительные способности в начальной школе они, как правило, числятся в «отстающих».

В учебе отстают и способные дети. Они могут таким образом выражать бессознательный протест против родительских надежд и ожиданий. Чтобы стать зрелым человеком, каждый человек должен обособиться от своих родителей, осознать свою индивидуальность. Если родители преувеличенно ярко реагируют на отметки в школьном дневнике, ребенок чувствует, что границы его мира не являются для взрослых неприкосновенными: ему не доверяют! Отказываясь удовлетворять своими достижениями тщеславие родителей, дети испытывают чувство независимости. Ребенок как бы заявляет: «они могут запретить мне смотреть телевизор и не давать карманных денег, но от плохих оценок все равно никуда не денутся».

Неуспевающие дети являются "группой риска". Они нуждаются в тщательном наблюдении, в психолого-педагогической помощи всех участников образовательного процесса.

В современной школе учителям стало сложно преподавать, многие учащиеся, перестали интересоваться школьными предметами. Дети идут в школу, потому что им так сказали, а не потому что им этого хочется, так же они и делают домашнее задание или не делают.

У современных детей совершенно другие увлечения, связанные в основном с айфонами, планшетами, компьютерными играми, общением со сверстниками в социальных сетях. Именно это усложняет учителю процесс обучения и увлечения своим предметом учеников, а в последствии естественно ухудшается эффективность обучения.

                     Способы решения проблемы

Вполне очевидно, что нежелание заниматься – проблема непростая. Нельзя ее решить усилением или ослаблением давления на детей. Если оно усиливается, увеличивается и сопротивление. А невнимание к занятиям школьника сообщает ему чувство неуверенности в себе, желание забросить уроки. Ребенок должен понять, что он как личность существует обособленно от своих родителей и сам несет ответственность удачи и неудачи. Когда ребенку дают возможность выразить себя как личность с собственными потребностями и целями, он начинает осознавать чувство ответственности за свои поступки.

Прежде чем упрекать ребенка в нерадивости, посмотрите, все ли вы сделали, чтобы создать ему необходимые условия для занятий. Причем речь идет не об отдельном кабинете, а о хорошем эмоциональном фоне. Если вы накричали на ребенка, пусть даже заслуженно, интеллектуальных подвигов не ждите. Расстроенный, встревоженный ученик порой не способен разобраться в  самом простом материале.

Так что же делать! Единственный выход – каждый день, при каждом удобном случае показывать детям, что знания, образование делают жизнь человека интересней. Наполненной, расширяют границы доступного ему мира. Доступного не в плане «взять и съесть», а в плане «понять». И это понимание (и в конечном счете - управление) может доставлять не меньшее, а зачастую и большее удовлетворение, чем прямое обладание. Объяснять нужно на доступных ребенку примерах. Сейчас немногие дети хотят стать космонавтами, но многие мечтают о бизнесе. Большинство из них абсолютно не представляют себе, что это такое. Объясните им. Сумейте доказать, что бизнес – это в первую очередь правильное понимание ситуации и поступков людей, а во вторую – управление всем этим в интересах дела. Сообщите им о том, что существует специальная наука, занимающаяся всем этим, и к тому времени, когда они вырастут, никакой бизнес без применения этой науки будет попросту невозможен, как невозможно полететь в космос, на используя достижения математики и физики.

Несколько советов, которые помогут вашему школьнику учиться продуктивнее:

Следите за обучением ребёнка. Вы всегда должны быть в курсе его успехов и неудач, чтобы вовремя похвалить или указать, над чем стоит поработать серьёзнее.  

Организуйте чёткий распорядок дня. Если время на уроки, еду, увлечения и сон будет регламентировано, ребёнок сможет лучше сосредоточиться на деле, а вам не придётся тратить нервы на споры и уговоры. 

Научите ребёнка тайм-менеджменту. Планирование задач позволит эффективнее распределять нагрузку. Например, большое задание можно выполнить небольшими порциями за несколько дней. Записывать задачи на каждый день можно на стикерах, магнитной доске или в онлайн-планировщик. Умение назначать сроки и укладываться в них будет полезно ребёнку на протяжении всей жизни. 

Организуйте удобное рабочее место. Для письменных работ школьнику необходимы правильно подобранная мебель и хорошее освещение. 

Обеспечьте правильное питание и здоровый сон. Следите, чтобы ребёнок спал не менее восьми часов в сутки, обеспечьте его здоровым питанием дома и давайте на учёбу полезные перекусы — например, орехи или злаковые батончики. 

Интересуйтесь школьной жизнью. Ходите на собрания, общайтесь с учителями, слушайте, что они говорят о вашем ребёнке. Так вы сможете помочь ему выстроить правильные отношения в школе и всегда будете в курсе событий.

Не ругайте школу. Даже если вы считаете, что учитель не прав или задание в учебнике кажется вам бессмысленным, оставьте критику при себе. Если вы подорвёте авторитет школы в сознании ребёнка, то о серьёзном отношении к учёбе можно забыть. Не стоит распространяться и о своём негативном школьном опыте: тот факт, что вы всегда ненавидели химию, едва ли поможет ребёнку полюбить этот предмет.   

Подавайте личный пример. Чтобы ваш школьник полюбил читать, он должен регулярно видеть вас с книгой — бессмысленно требовать от ребёнка то, что не делаешь сам.

В качестве профилактики школьной неуспеваемости, необходимо работать в триаде «учитель-ребенок-родитель». Ребенок должен посещать дополнительные задания, родители контролировать процесс обучения и развивать познавательные процессы: память, внимание, мышление. Младший школьник должен уметь действовать по алгоритму, понимать значимость для чего ты это делаешь. Семья обеспечивать мотивацию к учению своему ребенку.

Успешность (либо неуспешность) педагогического взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педагога, избранным стилем и тоном его отношений с родителями.

Важнейшую роль в профилактике неуспеваемости играет своевременное обращение родителей за медицинской и психолого-педагогической помощью к специалистам (педагогу-психологу, логопеду, дефектологу). Психиатр и невролог могут назначить медицинские препараты, способные стимулировать развитие и созревание определённых областей коры головного мозга, после приёма, которых ребёнок станет внимательнее, у него улучшатся память, мышление.

Основные приемы, которые могут применить родители, чтобы помочь детям учиться лучше:

 

Трудности

Помощь

1.Двигательная неловкость, нескоординированность, несобранность

Спортивные упражнения, занятия танцами,   лепка,

рисование.

Специальные упражнения (пальчиковая и мозговая гимнастика)

2.Плохая ориентация     в пространстве, путают право - лево, счет дается с трудом

Конструкторы, разрезные картинки, рисунки,

симметричные узоры, составление планов местности, помещения.

Специальные упражнения на временные и простран-ственные последовательности, ориентацию на листе бумаги. Часы.  Употребление предлогов.

Воображение – слово наоборот.

Цифра – до и после названной и т. д.

3.Нарушения внимания, отвлекаемость, импульсивность, «не сидит на месте»

Старайтесь придерживаться четкого распорядка дня.

Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.

Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезны занятия спортом, длительные прогулки, игры на свежем воздухе.

Избегайте повторения слов "нет" и "нельзя".  Старайтесь говорить сдержанно и спокойно.  Специальные упражнения на концентрацию  внимания, любые игры с четкими правилами.

4.Плохая память

Повторение слогов, слов, фраз. Запоминание смысловых рядов. Расположение фигур. Ассоциации.

Образное представление того, что требуется запомнить, создание рисунков, отражающих выучиваемый материал.

5.Плохо развита речь, не умеют пересказывать.

Развитие диалога, совместное чтение, домашний театр, «интервью».

Скороговорки, игры в слова, угадывание  слов по признакам, обобщающие слова,  противоположности

6.Не понимают материал.

Поощрять увлечения ребенка, развивать его интересы, стараться пробудить в нем вкус к умственной деятельности.

По силам родителям и развивающие занятия – загадки,

 кроссворды, ребусы, всевозможные настольные игры, игры в слова.

 

 

свернуть

Консультация для родителей «Ребенок и компьютер»

развернуть

Что же такое компьютер? Добро или зло? Чем является компьютер для ребенка? Игрушкой, необычной и привлекательной игрушкой. В чем же его особенность? Чем он отличается от любой другой игрушки?

Компьютер является интерактивным средством.

Компьютер - это универсальная игрушка, меняющая назначение при смене программы.

Компьютер – дополнительное педагогическое средство развития ребёнка.

Компьютер – многовариативный дидактический материал.

Как видно из всего вышеизложенного – компьютер, действительно необычная игрушка. Но вот вопрос: способствует ли он развитию ребёнка или, напротив, сдерживает его? Существуют как сторонники так и противники применения компьютера в деятельности детей. И соответственно, можно выделить его положительные и отрицательные стороны.

С какого возраста разумнее всего разрешать ребенку сидеть за «чудо машиной»?

Врачи утверждают, что малыш, начиная с трех лет, может сидеть за компьютером, но не более получаса в день. В возрасте с 6 до 12 лет – час. А начиная с 12 лет можно разрешать проводить перед монитором и два часа в день. Но стоит помнить, что компьютер дает нагрузку на глаза, поэтому через каждые пятнадцать минут стоит сделать перерыв. Еще лучше, если Вы обучите ребенка делать специальную гимнастику для глаз: вертикальные и горизонтальные движения глазными яблоками или просто часто поморгать.

Время провождения ребенка перед компьютером должно быть четко установлено, что бы в дальнейшем не возникало зависимости. Постарайтесь объяснить ребенку, что длительное времяпровождение за компьютером, пагубно будет влиять на его зрение.

Позаботьтесь о том, что бы глаза не страдали от ярких цветов экрана монитора.

«Поиграйте» с настойками монитора: отрегулируйте контрастность и яркость, что бы они ни били по глазам. На рабочий стол поставьте картинку в умеренных тонах. Учитывайте, что стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Проследите, что бы малыш сидел ровно, не сутулился, так как это в свою очередь может привести к развитию сколиоза. Что бы было удобнее под ноги можно поставить подставку. Монитор должен стоять ровно, что бы ребенок ни поворачивался к нему, а смотрел прямо на центр монитора, но взгляд падал сверху вниз под углом 15-20 градусов. Компьютерное место должно быть хорошо освещено, но при этом нужно сделать так, что бы свет напрямую не падал на монитор. Старайтесь как можно чаще делать влажную уборку и проветривать комнату.

Польза компьютера

Предубеждений, касающихся компьютера, существует несколько. Одно из них следующее: частое пребывание в виртуальном мире наносит вред эмоциональному и интеллектуальному развитию. Ребёнок становится рабом сети Интернет, то есть он теряет интерес к саморазвитию, ручному труду и самостоятельному мышлению.

Но при всём этом компьютер всё-таки имеет немалое количество плюсов, значительно облегчающих человеческую жизнь. Помощь в выборе увлечения, различные обучающие программы, возможность получить любую информацию и т. д. - всё это помогает вашему ребёнку.

Конечно, ребёнок может случайно (а может, и нет) попасть на сайты, от которых вам бы хотелось его уберечь. Это может быть и сообщество националистической организации, и секта - всё, что угодно. Но ведь с этим можно столкнуться и в реальности. Наверное, тут противопоставить можно только интерес к жизни ребёнка и ваши с ним доверительные отношения.

Второе предубеждение заключается в том, что из-за компьютера ребёнок перестаёт общаться со сверстниками в реальности, ведь виртуальный мир кажется ему гораздо более интересной. Но это является заблуждением.

Если ваш ребёнок мало общается с одноклассниками, компьютер в этом не виноват. Наоборот, когда ребёнок необщителен, он проводит много времени, сидя за компьютером. И, благодаря такому времяпровождению, он может найти новых друзей со схожими вкусами и интересами.

Многие люди не одобряют компьютерные игры. Они считают, что игры отвлекают детей от учёбы, формируют жестокость и так далее. Но есть люди, одобряющие такую форму детских развлечений.

Во-первых, компьютерные игры приносят удовольствие детям. Во-вторых, во время прохождения какой-либо игры, у ребёнка формируются качества, которые не раз пригодятся ему в жизни. Он учиться добиваться определённых целей, доводить дело до конца, улучшать свои результаты. Проявляя настойчивость, ребёнок, тем самым, развивает её. Также игры способствуют интеллектуальному развитию, ведь во многих из них нужно выбирать между несколькими вариантами решения и проявлять смекалку. В-третьих, игры бывают не только развлекательными, но и обучающими и развивающими. Вы можете приобрести своему ребёнку игры, способствующие стремительному развитию логического мышления, памяти и пространственного мышления.

Стоит отметить, что компьютерные игры имеют ещё одно немаловажное значение - снятие нервно-психического напряжения. Сражаясь с драконами, играя в гонки, ребёнок быстро успокаивается, так как в то время, когда он играет, он выплёскивает все отрицательные эмоции.

Вред компьютера

Конечно, все родители заботятся о своих детях и пытаются сохранить их здоровье от различных внутренних и внешних факторов. В том числе и от компьютера. Обычно компьютер вредит зрению и от него исходит излучение.

Учёные считают, что уровень излучения от жидкокристаллических мониторов ниже, чем у обычных телевизоров. Имеется в виду электромагнитное излучение. Другие же виды, среди которых рентгеновское, ультрафиолетовое и инфракрасное, ничтожно малы.

А вот нагрузка на зрение действительно является большой проблемой. И всё же телевизор и компьютер одинаково влияют на зрение. Чтобы зрение не ухудшалось, не стоит забывать о гимнастике для глаз и небольших перерывах. Время от времени посещайте офтальмолога.

Также, сидя за компьютером, ребёнок может получить сколиоз - искривление позвоночника. Контролируйте его, следите, чтобы он держал осанку, приучайте его к этому.

И последняя, очень важная информация. Следите за тем, чтобы ваш ребёнок вёл не пассивный, а активный образ жизни.  Домашний питомец, за которым малыш будет ухаживать, и посвящать ему свободное время, благотворно повлияет на формирование у ребенка чувства ответственности, научит заботиться о других. Перед ребенком открыт целый мир, познавать который помогут книги, прогулки, путешествия, живое общение — не стоит об этом забывать.

Иначе, если он слишком много времени будет проводить за компьютером, у него может выработаться компьютерная зависимость. Это болезнь не принесёт никакой пользы ни вам, ни вашему ребёнку, так что остерегайтесь её. Помочь вылечиться от компьютерной зависимости могут психотерапевты и психологи.

Вот несколько правил, которые учёные рекомендуют соблюдать при организации игровой деятельности детей с компьютером.

1)Ребёнок может работать за компьютером не более 15 минут в день.

2)Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.

3)В течении недели ребёнок может работать с компьютером не более трёх раз.

4) Комната, в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.

5) Мебель (стол и стул) по размерам должна соответствовать росту ребёнка.

6)Расстояние от глаз ребёнка до монитора не должно превышать 60 см.

7)В процессе игры ребёнка на компьютере необходимо следить за соблюдением правил правильной осанки ребёнком.

8)Игровую деятельность с компьютером нужно сменить физическими упражнениями и играми.

10)После игры с компьютером нужно обязательно сделать зарядку для глаз.

Упражнения для глаз

  1. На счет 1-4 закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-6 широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.
  2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  3. Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  4. Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.
  5. Не поворачивая головы, закрытыми глазами "посмотреть" направо на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  6. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз

Таким образом, можно сделать вывод, что рациональное применение компьютера может стать полезным средством развития ребёнка. Пусть компьютер для вас и вашего ребенка будет только хорошим другом.

Важно! Родители во всем являются примером для ребенка. Если папа или мама проводят все свободное время за монитором, играя в игры, общаясь на различных сайтах, то малыш подсознательно будет стремиться к такому же образу жизни, так как дети копируют поведение взрослых и стараются на них походить.

свернуть