Рекомендации педагога психолога

График консультаций педагога-психолога для учащихся 9, 11-х классов, педагогов и законных представителей учащихся во время подготовки и проведения выпускных экзаменов Карпуть Василина Петровна

кабинет 313

Дни недели

01.06.2024 – 10.06.2024

Понедельник

8.30 – 13.00

13.30 – 16.30

Вторник

8.30 – 13.00

13.30 – 16.30

Среда

8.30 – 13.00

13.30 – 16.30

Четверг

8.30 – 13.00

13.30 – 16.30

Пятница

8.30 – 13.00

13.30 – 16.30

Суббота

8.30 – 13.00

13.30 – 16.30

Воскресенье

Выходной

 

Секреты подготовки к экзаменам

развернуть

Дорогие друзья! Предлагаем вам ознакомиться с некоторыми рекоменда­циями по подготовке к экзаменам.

Возможно, эти рекомендации окажутся интересными и полезными для вас.

  1. Порядок сопутствует успеху! 

Прежде всего, подготовьте место для занятий: уберите с вашего рабочего стола все лишнее, удобно расположите нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и пр. 

  1. План - всему голова! 

Составьте план подготовки к экзаменам. Определите наиболее продуктивное для себя время суток и максимально используйте его. Всегда четко намечайте, что именно будете изучать сегодня (не просто «немного позанимаюсь», а проработаю конкретные разделы и темы).

  1. Ни одной неясности в знаниях! 

Начинать занятия рекомендуется с самого трудного - с того, что знаете хуже всего. Но если вам трудно сразу войти в рабочий ритм, можно начать с того материала, который наиболее понятен и интересен. Если вы не можете чего-то вспомнить, запишите на листке бумаги вопросы, которые зададите преподавателю на консультации. 

Очень полезно структурировать материал путем составления планов и схем, причем на бумаге. Подготовьте свой ответ в виде тезисов и подберите к ним в качестве доказательств основные факты и цифры. Ответ должен быть кратким и содержательным. Делайте шпаргалки, это способствует укреплению знаний, правда, пользоваться ими на экзамене нельзя. 

  1. «Учитесь обучая»

Весьма эффективно во время подготовки прокомментировать кому-либо планы своих ответов на экзаменационные вопросы. Это своеобразная репетиция!

  1. Не оставьте без внимания практическую часть

Не забудьте помимо теории подготовить практическую часть, чтобы на экзамене свободно и уверенно продемонстрировать навык работы с художественными текстами, историческими и географическими картами, пособиями по истории.

  1. Делу - время, потехе - час

Чередуйте занятия и отдых, например: 40 минут занимаетесь, 10 минут - отдыхаете. 

  1. Отдохните накануне экзамена

В последний день перед экзаменом еще раз повторите все планы ответов, останавливаясь на самых трудных вопросах. Обычно ученикам не хватает всего одной ночи перед экзаменом. Это неправильно, нельзя переутомляться непосредственно перед испытанием. С вечера нужно закончить занятия, совершить прогулку, принять душ, пораньше лечь спать, чтобы утром встать отдохнувшим, с ощущением силы и «боевого» настроя. 

  1. Готовясь к экзаменам, никогда не думайте о том, что не справитесь с заданием, а напротив, мысленно рисуйте себе картину успеха
  2. Во время ответа на экзамене нельзя игнорировать своих слушателей,смотреть поверх их голов или в пол, как будто вы говорите самому себе. 

Хорошее выступление подразумевает непосредственный разговорный тон с расстановкой определенных акцентов. 

  1. Не нужно никому подражать

Ваша непосредственность делает вас непохожими ни на кого на свете. Сохраняйте свойственную вам манеру. 

свернуть

Что делать, если вдруг что-то пошло не так при сдаче устного экзамена

развернуть

... на полуслове вы забыли, о чем надо говорить

Прежде всего, не теряйте головы, сохраняйте спокойствие (хотя бы внешнее). Повторите последнюю фразу, сначала так же, как раньше, а потом, если сможете, другими словами. За это время вспомните план ответа: что вы уже рассказали? К чему эта фраза может относиться? Если не вспомнили - переходите к следующему пункту плана. В конце ответа всегда можно вернуться к тому, что вы пропустили.

 

... вы уже почти закончили отвечать, и тут-то вспомнили, о чем забыли сказать

Ничего страшного. Закончите говорить то, о чем говорили, а затем скажите то, что пропустили. Ни в коем случае не прерывайте ответ ради того, о чем вспомнили. Лучше пусть о чем-то вы скажете в конце, чем весь ответ окажется нелогичным.

 

... вам задают дополнительный вопрос

Не пугайтесь. Не торопитесь с ответом. Можете сказать, что вам надо немного подумать. Четко определите, к чему относится вопрос, какого ответа он требует. Прежде чем говорить, сформулируйте ответ в уме.

 

... вы ошиблись

Ну и что? Если вы знаете, как исправить ошибку, сделайте это. Если же не уверенны, правильно ли вы ответили, продолжайте отвечать, как будто ничего не произошло. Если вам укажут на ошибку, и вы не уверены твердо в своей правоте, лучше согласитесь.

 

... вам поставили отметку ниже той, на которую вы рассчитывали

Не вступайте в спор, не доказывайте. Используйте право на апелляцию.

свернуть

Процесс сдачи устного экзамена

развернуть
  1. Относитесь к экзаменам как к решению одной из нормальных задач.
  2. Уменьшить чрезмерное волнение поможет использование привычных условий (повседневная удобная одежда, привычная прическа, хороший завтрак и т. д.)
  3. Дома, во время подготовки к устным экзаменам практикуйте ответы у зеркала. Оно поможет определить ваши нежелательные мимику и невербальные жесты. Поработайте над тем, чтобы избавиться от них.
  4. Приходите на экзамен за 10 минут до начала, не поддавайтесь панике среди сдающих экзамен. 
  5. Не пытайтесь воспользоваться на экзамене шпаргалкой.
  6. Начинайте подготовку к ответу с вопроса, который помните лучше других.
  7. Если при первом взгляде на билет не можете ничего вспомнить, не впадайте в панику, а успокойтесь и планомерно выискивайте «зацепку».
  8. Не обязательно писать подробный текст ответа, лучше составить его план, а за отставшее время обдумать текст ответа.
  9. Если больше ничего не вспоминается по вопросу, спокойно переходите к следующему, периодически возвращаясь к первому, добавляя информацию, которая вспомнилась позже.
  10. Объективно оцените преподавателя и выберите соответствующую манеру поведения, попытайтесь заполучить его в союзники.
  11. При ответе сначала сформулируйте самое главное, а потом уже конкретизируйте.
  12. До начала ответа, если учитель не против, неплохо показать ему свой план изложения вопроса.
  13. Настройте себя на то, что вам могут задавать дополнительные вопросы. Не нужно их бояться, помните, что педагоги дополнительные вопросы задают для того, чтобы вывести ваш ответ на более высокий балл.
  14. Отвечая по билету, представьте, что объясняете материал доброжелательному человеку, ведь в большинстве случаев именно так и есть на самом деле. 
  15. Отвечая, смотрите на экзаменатора, не суетитесь, не показывайте своих сомнений, говорите четко и уверенно.
  16. Будьте одеты и причесаны соответственно случаю. 
  17. Докажите свою заинтересованность в предмете и умение работать самостоятельно.
  18. Постарайтесь увлечь экзаменатора своим ответом, покажите, что отвечать вам интересно.
  19. Не спорьте с экзаменатором в случае своей неуверенности в каких-либо вопросах. Выслушайте поправки экзаменатора и согласитесь, что упустили этот момент при изучении экзаменационного материала.
свернуть

Памятка для учащихся по подготовке к экзаменам

развернуть

Любой экзамен: будь то выпускной или вступительный представляет собой стрессовую ситуацию для того, кто его сдает. Стресс при этом – абсолютно нормальная реакция организма. Подготовка к экзаменам сопровождается высокими эмоциональными, интеллектуальными и физическими нагрузками.

Успех на экзаменах связан не только с глубокими знаниями учебных предметов. Он во многом определяется глубокой самодисциплиной, умением контролировать время подготовки и отдыха, способностью к преодолению эмоциональных и интеллектуальных нагрузок и барьеров.

Памятка для учащихся по подготовке к экзаменам

  • Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.
  • Прежде чем начать подготовку к экзаменам, следует подготовить свое рабочее место.
  • При планировании занятий целесообразно учесть индивидуальные особенности, («сова» или «жаворонок»). В зависимости от этого максимально загрузить утренние или вечерние часы.
  • Определите для себя, как целесообразнее в процессе подготовки распределить изучение сложного или хорошо знакомого материала.
  • Лучше всего запоминается информация, которая пропускается через три системы восприятия: визуальную, аудиальную и моторно-чувственную. Поэтому важно при заучивании каких-либо определений, дат, формул представлять их себе образно, а также запоминать на слух и записывать.
  • Структурируйте материал при помощи составления планов ответа на вопросы, схем, сравнительным таблиц, причем обязательно это делать не в уме, а фиксировать на бумаге.
  • Никогда не надо стараться выучить весь материал наизусть. Важно понять материал, поэтому концентрируйте внимание на ключевых мыслях и понятиях.
  • Воздержитесь от приема успокоительных средств и медикаментов — они тормозят мозговую деятельность и мешают сконцентрироваться.
  • В день сдачи экзамена важно хорошо позавтракать, а перед самим экзаменом можно съесть пару долек шоколада — это поможет сконцентрироваться на задании.
  • На экзамен нужно взять бутылочку простой питьевой или минеральной воды. Лучше всего подходит минеральная вода, ибо она содержит ионы калия и натрия, участвующие в электрохимических реакциях.
свернуть

Снятие напряжения и тревоги перед экзаменами

развернуть

РЕКОМЕНДАЦИИ

педагога-психолога по снятию напряжения при подготовке к экзаменам

Как психологически подготовиться к экзаменам?

Для того, чтобы в кризисной ситуации не терять головы, необходимо при подготовке к ней не ставить перед собой сверхзадач для достижения сверхцелей. Не стоит дожидаться, когда ситуация станет катастрофической. Готовиться к ней лучше в состоянии относительного покоя. Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям. Если очень трудно собраться с силами и с мыслями - начни с самого легкого.

И еще не забудь, что перед экзаменом не стоит слишком много есть, а лучше хорошо выспаться.

Взяв билет (или перед началом письменной работы), сядь удобно, выпрями спину. Сосредоточься на словах «Я спокоен». Повтори их не спеша, несколько раз.

Дыхательные упражнения тоже помогают снять напряжение. Вот несколько приемов. Сядь удобно.

- глубокий вдох через нос (4-6 сек.)

- задержка дыхания (2-3 сек.)

- медленный, плавный выдох через нос (4-6 сек.)

- задержка дыхания (2-3 сек.) и т.д.

упражнение выполняется в течение 2-3 минут.

Что делать, если глаза устали?

В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули.

Итак, выполни упражнения:

• Посмотри попеременно вверх - вниз (15 сек.), влево - вправо (15сек.)

• Нарисуй глазами свое имя, отчество и фамилию

• Попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 сек.), а потом - на листе бумаги перед собой (20 сек.)

• Нарисуй глазами квадрат, треугольник сначала по часовой стрелке, а потом против нее.

свернуть

Памятка для родителей

развернуть

Памятка для родителей учащихся

Экзамен - сложное испытание и требует мобилизации сил и напряженной умственной работы от учащегося.

• Подчеркивая важность этого события в жизни Вашего сына/ дочери, ответственность этого момента, старайтесь не нагнетать слишком сильное напряжение - чрезмерная тревога, как и чрезмерная расслабленность, препятствуют эффективной подготовке.

• Ребенку необходимо чувствовать Вашу поддержку, а не давление.

• Выражайте уверенность в его способности справиться с этим испытанием.

• Обратите внимание и на свои чувства, связанные с экзаменом. Если Вы испытываете страх, боитесь, что Ваш ребенок не сдаст экзамен, эту тревогу может чувствовать и он, что уменьшит его уверенность в своих силах. Напротив, Ваша уверенность и убежденность в его способностях будут ему помогать.

• Для уменьшения тревоги Вам необходимо получить всю необходимую информацию об экзаменах в своем образовательном учреждении. Вы можете также поговорить с классным руководителем - он владеет необходимой информацией.

• Сохраняйте теплые и доверительные отношения с ребенком в этот непростой период. Пусть он чувствует Вашу заботу и внимание, но не чрезмерную опеку и контроль.

• Обсудите с ребёнком пользу и вред шпаргалок.

• Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

• Повышайте уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность допущения ошибок.

• Если ваш ребёнок получил оценку ниже, чем хотелось бы, помогите ему справиться с этой бедой. Не осуждайте и не насмехайтесь над ним, а помогите понять, в чём причина неудачи, чтобы ребёнок мог извлечь урок из данной ситуации.

• Контролируйте режим подготовки к экзаменам, чередование занятий и отдыха.

• Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов.

свернуть

Способы и методы саморегуляции для выпускников в работе классного руководителя, педагога социального учреждений общего среднего образования

развернуть

Одним из существенных аспектов психолого-педагогического сопровождения выпускников является ознакомление со способами улучшения и стабилизации эмоционального состояния учащихся.

Для улучшения эмоционального состояния учащихся, сдающих экзамены, в том числе и централизованного тестирования, снятия у них агрессивности, конфликтности поведения, формирования сугубо оптимистического восприятия будущего, следует соблюдать некоторые общие правила стабилизации эмоционального состояния.

Данные правила легко применимы в работе классными руководителями, педагогами социальными в учреждениях образования, в которых имеется вакансия педагога-психолога.

Самый простой способ саморегуляции эмоционального состояния, позволяющий практически сразу же успокоится и в дальнейшем «мыслить здраво» - это просто спокойно посчитать до десяти перед началом любых своих действий.

Немного более сложным является способ вытеснения неприятных эмоций с последующей заменой их на приятные. Следует научить детей возможности усилием воли переключать внимание и мышление на предметы или действия, вызывающие у них исключительно положительные эмоции. Великий Станиславский утверждал, что приказывать чувствам невозможно, но «вынимать» их и заменять на новые, вполне допустимо, а бывает и необходимо.

Однако самым лучшим отдыхом для нервной системы является – сон. При подготовке и даже при сдаче экзаменов полезен отдых в конце каждого часа работы на 2…3 минуты - расслабление и лёгкая полудрёма. А ещё лучше, если в середине рабочего дня у учащегося будет возможность кратковременного дневного сна продолжительностью от 5-ти до 30-ти минут. Эффект дневного сна просто поразителен.

 

Методы саморегуляции:

1. Антистрессовое дыхание. В любой стрессовой ситуации, в первую очередь, сконцентрируйтесь на дыхании:

 Медленно выполните глубокий вдох, на пике вдоха, на миг задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее.

 Постарайтесь представить себе, что с каждым вдохом, вы наполняетесь энергией, свежестью и легкостью, а с каждым выдохом, избавляетесь от неприятностей и напряжения!

2. Аутогенная тренировка. В основе этого метода лежит применение специальных формул самовнушения, позволяющих оказывать воздействие на происходящие в организме процессы, в том числе не поддающиеся контролю в обычных условиях.

Составьте фразы – внушения, направленные на достижение определенных лично значимых целей, повторяйте эти фразы по несколько раз находясь в состоянии глубокого расслабления.

Примеры таких фраз: исчезли все неприятные ощущения в голове..; в любой обстановке я сохраняю спокойствие, уверенность в себе..; я спокоен за работу моего сердца…

3. Медитация. Процесс медитирования предполагает достаточно длительное размышление о каком-то предмете или явлении в состоянии углубленной сосредоточенности психики и ума. Этот метод отличается простотой и разнообразием техник.

Медитация позволяет эффективно защитить себя от стресса: снять мышечное напряжение, нормализовать пульс, дыхание, избавиться от чувства страха и тревоги.

4. Йога. Это система укрепления и сохранения здоровья человека. Дает рекомендации по здоровому образу жизни. Условия здоровой жизни: стрессоустойчивость, психическое равновесие.

Цель йоги - развить такие качества организма, которые позволяют понять действительность и утвердить самосознание, поддерживая здоровое функционирование мозга и психики. Упражнения ориентированы на развитие здоровья человека, в то числе, укрепление памяти, раскрытие умственных способностей, воспитание терпения и воли, обретения навыков управления своими настроениями и эмоциями.

5. Релаксация. Если мышцы расслаблены человек находится в состоянии полного душевного покоя. Мышечное расслабление – релаксацию используют для борьбы с состояниями тревоги и эмоциональной напряженности, а также для предупреждения их возникновения.

Полное расслабление достигается путем сильного напряжения и последующего расслабления определенных групп мышц.

Упражнение: «Пять точек».

Первоначально упражнение выполняется в положении лежа, после предварительной релаксации (по мере тренированности – в произвольной позе). Внимание и вместе с ним дыхание направляются на область тела, соответствующую одной из перечисленных "границ". Внимание удерживается в заданной области в течение нескольких минут. Наблюдайте, как с каждым выдохом дыхание "передается" в выбранные участки тела, постепенно создавая в них ощущение тепла, "энергии". Через 3 – 5 минут переключайте внимание и дыхание на следующую "граничную" область. После того как будут пройдены все три "границы" по отдельности, объедините их, распределяя внимание одновременно на пять точек, соответствующих фигуре пятиконечной звезды (модификацией упражнения является направленность внимания на шесть точек, или два треугольника, соответствующих шестиконечной звезде). Важно представить, что тело как бы растягивается, вы словно становитесь выше ростом. При этом вдоль позвоночника возникает ощущение "натянутой струны". Затем представьте, что ваше тело заключено со всех сторон в непроницаемую сферическую оболочку. Мысленно постарайтесь раздвинуть этот "кокон", упираясь в него в 5 точках: кистями, стопами, макушкой головы.

Примечание. Упражнение, помимо оздоровительных целей, имеет важное практическое применение в повседневной жизни. Оно помогает человеку быстро прийти в себя в ситуации внезапного стресса, когда "земля плывет под ногами" и теряется эмоциональное равновесие и самообладание. Особенно необходимо оно людям, чрезмерно волнующимся перед публичными выступлениями (артистам на сцене, ораторам перед трибуной или спортсменам перед выходом на старт). Жизненно важным это упражнение может стать для людей, страдающих паническими атаками, которым оно помогает избавиться от ощущений "надвигающейся потери сознания". Для этого нужно всего-навсего сделать несколько глубоких вдохов и выдохов и переключить внимание поочередно на каждую из описанных границ, начиная с "земли".

6. Визуализация ресурсного состояния;

Группа методов направленных на развитие способности управлять своим состоянием.

Человек, в состоянии глубокого расслабления вызывает у себя какое-либо приятное воспоминание: место, время, звуки и запахи, вживается в это состояние, запоминает его и тренирует способность вызывать его по желанию.

Это состояние называется ресурсным, и научившись быстро вызывать его, может включать это состояние в трудные минуты.

7. Кинезиологический комплекс.

Одна ладонь кладется на затылок, другая на лоб. Можно закрыть глаза и подумать о любой негативной ситуации актуальной для вас. Глубокий вдох – выдох. Мысленно представьте себе ситуацию еще раз, но только в положительном аспекте, обдумать и осознать то, как можно было бы данную проблему разрешить. После проявления своеобразной

«пульсации» между затылочной и лобной частью самокоррекция завершается вдохом – выдохом.

свернуть